Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
В соответствии с Законом стандартизация осуществляется в целях:
– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечения научно-технического прогресса;
– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
– рационального использования ресурсов;
– технической и информационной совместимости;
– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
|
|
– взаимозаменяемости продукции.
Законодатель также выделил принципы осуществления стандартизации:
– добровольность применения стандартов;
– максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
– применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
– недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
– недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
– обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
– национальные стандарты;
– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
|
|
– стандарты организаций.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальный стандартприменяется на добровольной основеравным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок, лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок, лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Законом установлены правила разработки и утверждения национальных стандартов.Особенностью является то, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Он направляет уведомление о разработке в национальный орган по стандартизации и публикует в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
К обязанностям разработчика относится обеспечение доступности проектанационального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления, предоставление копии (при этом плата, взимаемая за предоставление, не может превышать затраты на ее изготовление).
После получения в письменной форме замечаний разработчик дорабатывает проект, проводит публичное обсуждение проекта (срок не может быть менее чем два месяца) и составляет перечень полученных замечаний с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Публичные слушания завершаются уведомлением, которое должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Далее проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании полученных документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Затем данное предложение направляется в национальный орган по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.
Если национальный стандарт отклонен, то мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.