Процедуры стандартизации: понятие, место в структуре административного процесса, правовое регулирование, субъекты и стадии

Стандартизация – деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производ­ства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В соответствии с Законом стандартизация осуществляется в целях:

– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содейст­вия соблюдению требований технических регламентов;

– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечения научно-технического прогресса;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рационального использования ресурсов;

– технической и информационной совместимости;

– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемости продукции.

Законодатель также выделил принципы осуществления стандартизации:

– добровольность применения стандартов;

– максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применение международного стандарта как основы разра­ботки национального стандарта, за исключением случаев, если та­кое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географи­ческим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Рос­сийская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдель­ного его положения;

– недопустимость создания препятствий производству и об­ращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в боль­шей степени, чем это минимально необходимо для выполнения це­лей стандартизации;

– недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

– обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

– национальные стандарты;

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации;

– стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой нацио­нальную систему стандартизации.

Национальный стандартприменяется на добровольной основеравным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок, лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандар­тов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распро­странения и использования полученных в различных областях зна­ний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания ус­луг, видов или особенностей сделок, лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Законом установлены правила разработки и утверждения национальных стандартов.Особенностью является то, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Он направляет уведомление о разработке в национальный орган по стандартизации и публикует в информа­ционной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

К обязанностям разработчика относится обеспечение дос­тупности проектанационального стандарта заинтересованным ли­цам для ознакомления, предоставление копии (при этом плата, взимаемая за предоставление, не может превышать затраты на ее изготовление).

После получения в письменной форме замечаний разработчик дорабатывает проект, проводит публичное обсуждение проекта (срок не может быть менее чем два месяца) и составляет перечень полученных замечаний с кратким изложением содержа­ния данных замечаний и результатов их обсуждения. Публичные слушания завершаются уведомлением, которое должно быть опубликовано в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническо­му регулированию и в информационной системе общего пользова­ния в электронно-цифровой форме.

Далее проект национального стандарта одновременно с перечнем по­лученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется в технический комитет по стандарти­зации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании полученных документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит моти­вированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Затем данное предложение направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании докумен­тов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполни­тельной власти по техническому регулированию и в информацион­ной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Если национальный стандарт отклонен, то мотивирован­ное решение национального органа по стандартизации направляет­ся разработчику проекта национального стандарта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: