Управление банковским сектором региона

Руководствуясь федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О рынке ценных бумаг» и другими, а также нормативными и правовыми актами Центрального банка Российской Федерации пo вопросам банковского дела, Национальный банк Республики Дагестан Центрального банка Российской Федерации, как и другие территориальные учреждения Банка России, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, который является одной из важнейших функций в процессе управления кредитно-банковской системой региона.

Регулирование деятельности банков проводится в целях обеспечения надежности и устойчивости функционирования как отдельных банков, так и банковского сектора в целом и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Основными макроориентированными целями банковского надзора, осуществляемыми Национальным банком Республики Дагестан, являются:

защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;

поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системного кризиса», когда крах одной или нескольких кредитных организаций может повлечь за собой не только кризис банковского сектора региона, но и негативные последствия в российском масштабе.

Банк России и его территориальные учреждения, исходя из намерения создать стабильную и надежную банковскую систему и основать свою деятельность на стандартах, принятых международным сообществом, при осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций руководствуются базельскими Основополагающими принципами эффективного банковского надзора.

Как известно, надзор не может устранить вероятность банкротства отдельных кредитно-финансовых учреждений и полностью застраховать от разного рода потерь отдельных кредиторов и вкладчиков.

Однако Национальным банком Республики Дагестан при осуществлении банковского надзора принимаются меры по ограничению степени различных видов рисков, принимаемых на себя кредитными организациями, с тем, чтобы предотвратить цепную реакцию.

Для ограничения уровня риска, принимаемого на себя функционирующими кредитными организациями, их деятельность регулируется путем издания соответствующих законов, нормативных и директивных указаний по вопросам банковской деятельности, установления определенных пруденциальных норм, регламентирующих различные аспекты банковской практики, и контроля за их соблюдением органами надзора.

Важнейшей задачей банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляемых Национальным банком Республики Дагестан, как и других регионов России, является поддержание стабильности банковского сектора и защита интересов вкладчиков и кредиторов. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям, в частности в регионах, предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования банковского сектора, обусловленной переходом к регулируемой рыночной экономике. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на приближение стандартов банковского надзора в России к международным принципам (в частности, рекомендуемым Базельским комитетом), что является закономерным результатом развития банковского сектора. В результате в последнее время значительно изменена структура управления Банком России, процессом регулирования и надзора за банковской деятельностью: создана система раннего реагирования, введены новые обязательные экономические нормативы, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками федерального уровня. Принятые меры способствуют повышению эффективности банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций.

Банковский надзор в системе Центрального банка Российской Федерации (как в самом Банке России, так и в его территориальных учреждениях) осуществляется последовательно и включает в себя следующие этапы: лицензирование; проверку отчетности, представляемой банками; инспектирование (ревизия) на местах; контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. Первый этап банковского надзора – лицензирование – ставит целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа. Поэтому Банк России через свои территориальные учреждения контролирует вхождение организаций в банковскую сферу, выдавая им лицензии на осуществление банковских операций.

Второй этап надзорной деятельности – дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, представляемой банками. Постоянный контроль за отчетностью, осуществляемый органами надзора Национального банка Республики Дагестан, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе инспекционной проверки на месте. Этим определяется значение третьего этапа надзора за функционированием кредитных организаций в ходе инспектирования – ревизий на местах.

Проверки на местах со стороны органов надзора территориальных учреждений Банка России осуществляются периодически. Они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными; а в зависимости от целей и масштабов – общими, ограниченными и специальными.

Во время общих проверок анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, рассматриваются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления; проводится оценка общего финансового состояния банка.

При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, анализируется кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютой, законность проведения кассовых операций, выполнение кредитной организацией требований Федеральною закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», обеспечение безопасности информационных технологий и другое.

Частота проведения проверок и их объем варьируют в зависимости от степени доверия надзорных органов к кредитным организациям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия у них проблем. Обычно проверки проводятся чаще в крупных банках, а также в кредитных организациях, испытывающих серьезные затруднения.

Инспекции на местах позволяют:

проверить точность сведений, сообщаемых банками органам надзора;

скорректировать представление о реальном состоянии банка благодаря возможности получить более полную и ясную картину в результате качественного анализа тех аспектов его деятельности, о которых трудно вынести окончательное суждение только на основании изучения отчетной документации;

получить подтверждение законности операций банка;

выставить окончательную оценку, в соответствии с которой и принимается решение о дальнейших шагах органов надзора в отношении данного банка;

оценить эффективность системы управления рисками и внутреннего контроля;

проверить качество кредитного портфеля и достаточности резервов, созданных на возможные потери по ссудам;

оценить компетентность руководства;

изучить эффективность бухгалтерского учета и системы информирования руководства;

осветить проблемы, выявленные в процессе внешнего наблюдения и предыдущих проверок;

проанализировать и проверить соответствие деятельности банка требованиям закона и других правовых актов и условиям, предусмотренным лицензией.

Ревизия финансового состояния банка включает в себя:

определение финансового положения банка и качества осуществляемых операций (инвентаризация активов и кассы, проверка выполнения мероприятий внутреннего контроля, правильности ведения документации и соблюдения установленных правил);

оценку качества управления (качества контроля руководства со стороны совета директоров (наблюдательного совета), изучение полномочий, предоставленных руководству банка, и порядка их осуществления; оценка соответствия персонала занимаемым должностям и порядка переподготовки кадров);

контроль за соблюдением законов и инструкций – проверка документации и соблюдения существующих законов и установленных методик;

проверку точности ведения бухгалтерской отчетности (книг учета, счетов и записей); оценку правильности и точности ведения документации по сделкам, соблюдения санкций и рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок;

проверку качества активов – полный обзор кредитной политики, выработанной советом директоров (соотношение кредитов, выдаваемых частным лицам и компаниям; виды ценных бумаг, приемлемых для банка; порядок оценки; предельные размеры ссуд; методология оценки кредита; контроль кредитоспособности и возвратности кредита; «устаревание» кредитов, замораживание процентов и создание резервов для покрытия убытков по кредитам; соблюдение обязательных нормативов, устанавливаемых банкам; выполнение обязательных резервных требований как одного из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России для регулирования общей ликвидности банков и банковской системы).

Также сюда включается обзор подверженности рискам в отношении другого имущества (земли, зданий, портфеля долгосрочных облигаций, валютной позиции, инвестиций в акции с некотируемой ценой и др.).

Завершающим, четвертым этапом деятельности по надзору за банками является контроль за выполнением кредитной организацией в строго определенные сроки требований надзорных органов по устранению выявленных недостатков или принятие ряда предусмотренных законодательством мер в порядке надзора при критическом состоянии банка.

Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки достаточно широк. К неофициальным мерам воздействия относятся: гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом надзора и банками об исправлении выявленных существенных негативных аспектов в деятельности кредитных организаций.

Официальные меры воздействия на банки включают в себя: предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; замену руководителей банка; передачу банка под опеку надзорного органа; реорганизацию кредитной организации; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитной организации.

Степень вмешательства надзорных органов в дела банков в большей степени зависит от способности руководства последних действовать надлежащим образом сообразно сложившейся ситуации. Если администрация банка после ознакомления с результатами проверки может продемонстрировать готовность и способность преодолеть трудности, обозначив задачи и определив способы и сроки их решения, то органы банковского надзора только оценивают предложенные банком корректирующие меры и наблюдают за их реализацией. Если же руководство банка оказывается не в состоянии действовать самостоятельно, то контролирующие органы настоятельно рекомендуют кредитной организации провести соответствующие мероприятия, или устанавливают операционные лимиты, или советуют рассмотреть, например, возможность слияния. В качестве рекомендаций могут быть предложены смена руководства, увеличение капитала, привлечение новых акционеров.

В случаях серьезных нарушений или при наличии потерь, которые привели к существенному уменьшению капитала, органы банковского надзора могут назначить внештатное высшее должностное лицо в администрацию кредитной организации или же провести принудительную ликвидацию.

Как правило, органы банковского надзора предпочитают оказывать моральное воздействие на руководство банка путем проведения с ними регулярных встреч и бесед. К ликвидации кредитной организации прибегают только в крайнем случае, поскольку эта мера наносит существенный урон вкладчикам.

В рамках осуществления функций банковского регулирования и надзора Национальный банк Республики Дагестан проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» санкции по отношению к нарушителям. Управлением инспектирования кредитных организаций Национального банка Республики Дагестан в 2011 г. проведено 25 плановых инспекционных проверок кредитных организаций и 24 внеплановые тематические проверки. Следует отметить, эти меры способствуют стабилизации финансового положения коммерческих банков и, в конечном счете, положительно сказываются на развитии экономики республики.

Национальный банк Республики Дагестан занимается также вопросами совершенствования отчетности, представляемой кредитными организациями в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности (МС ФО), участием банков в системе страхования вкладов.

Особое внимание уделяется реализации комплекса мер, определенных банковским законодательством, получивших конкретизацию в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

Деятельность кредитных организаций региона в целом характеризуется положительными показателями. Обладая определенной ресурсной базой, они оказывают соответствующее влияние на рост экономики региона, способствуют притоку инвестиций в реальный сектор. В республике усиливается концентрация банковского капитала. Наметившийся процесс укрупнения банков повысит устойчивость и ликвидность банковского сектора региона. Кредитный портфель многих банков позволяет широко привлекать средства иностранных инвесторов для финансирования крупных региональных программ (проектов) по развитию туризма и освоению уникальных природных, сырьевых, рыбных и других запасов, которыми богата Республика Дагестан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: