Как можно понять из данной главы, графическое изображение представляет большие преимущества по сравнению с текстовой записью. Однако даже при использовании этого типа изображения определенные трудности остаются.
В самом деле, как и текстовые документы, логиграммы не застрахованы от недостатков.
а) Понимание: Графическое изображение должно быть одновременно глобальным, удобочитаемым (понятным сразу) и достаточно полным, чтобы пользователь смог быстро определить, что ему надо сделать.
Логиграммы не всегда отвечают всем трем условиям. Они бывают либо
14 Форматизация ноу-хау 15
слишком детализированными (документ обеспечивает хорошее понимание, но его сложность отталкивает), либо слишком общими (документ приятен и доступен в работе, но не дает полного понимания). Также важно не создавать «искусства ради искусства». Документ должен быть понятен всем, а не только тому, кто его создал.
б) Организация: Логиграммы часто представляют собой действия,
соединенные стрелками, которые не уточняют ни участников, ни фун-
кций этих действий. Даже если понимание процессов и видов дея-
тельности облегчается благодаря визуализации последовательнос-
|
|
ти действий, она одна не достаточна ни для того, чтобы понять, кто, чем занимается, ни чтобы определить полномочия и ответственность каждого. Таким образом, этот главнейший пункт организации не затрагивается.
в) Связи: Некоторые методики графической формализации позволяют
обозначить участников и функции действий, составляющих логиграм-
му, что является плюсом по отношению к предыдущему пункту. К
несчастью, не хватает еще одного важного элемента: информации,
передающейся между действиями (то есть между участниками, осу
ществляющими эти действия). Это отсутствие связей «клиент/по
ставщик» может породить отклонения или быть отражением откло
нений и недопонимания в работе предприятия.
г) Размер: Если описание операций, занимающее слишком много стра-ниц, затрудняет понимание и распространение ноу-хау, логиграммы
также могут обладать этим недостатком. Действительно, нередко
можно встретить логиграммы, выполненные в формате A3, или еще
хуже А0. Это простительно для изображения технических схем (электронных цепей, планирования...), но не для изображения обычной
организации. Логиграммы, расположенные на нескольких страницах,
непонятны, так как заставляют читателя все время возвращаться
назад.
д) Разнородность: Язык был нами представлен как серьезное затруднение в текстовой формализации ноу-хау, таким же он является и в
логиграммах. В самом деле, существует множество типов графи
ческих изображений (флоучарты или карты потока, диаграммы, ор-динограммы...), используемые различными отделами предприятия
(информационным, закупочным,R&D(Research&Development),...).
Они порождают огромное разнообразие символов, которые, даже если
похожи внешне, не всегда обозначают одно и то же!
|
|
е) Сложность: Обычно в графических изображениях много «ромбов».
Эти символы обозначают двойственный выбор (да/нет, соответ-
ствуст (не соответствует...). Употребляемые в логиграммах в большом количестве, они создают у пользователя ощущение сложности (можно управлять разными способами, значит, это сложно!). Отсюда у пользователя появляется тенденция следовать различным альтернативам, предложенным в логиграмме, не принимая собственного решения, и когда возникает ситуация, не предвиденная логиграммой, он оказывается парализованным.
В завершение беглого обзора трудностей, возникающих при изображении в форме логиграмм, мы должны констатировать, что разработчики используют их как резюме того, что они уже написали! Таким образом, с графиками сложно работать, так как они создаются по правилам текстового описания.
Однажды нам довелось услышать следующую фразу: «Он пишет, как говорит!» Мы вполне можем применить уничижительный смысл этой фразы к логиграммам, с которыми мы сталкивались на предприятиях, сказав: «Он рисует, как пишет!».
Так, решение всех трудностей, связанных с составлением, текстовым или графическим, заключается в формулировании четких правил выражения логиграмм, таких же, как и для текстовой записи, только более приспособленных к простоте и ясности графического изображения.