От текстового мышления к мышлению графическому 25
Итак, такой образ мышления очёнь далек от текстового мышления. Гра-фическое мышление позволяет быстро и наглядно достичь необходимой информации.
В этих условиях формализовать ноу-хау в двойной графической форме (графическое мышление + графическое изображение) составляет важную для предприятия цель, касающуюся общения, сохранения и развития новых ноу-хау.
В этом случае, графическое мышление благодаря своей динамичности и доступности образует базу долевой процедуры и становится фактором повышения квалификации всех сотрудников предприятия.
Чтобы проиллюстрировать эту главу о линейности и модульности мыслительной деятельности и сложности подвергнуть сомнению собственный образ мышления, достаточно привести, например, тот факт, что в области чтения мы не отличаемся большими достижениями. Действительно, мы полагаем, что умеем читать! По меньшей мере, так считается, поскольку мы обладаем знаниями о некоторых способах чтения.
|
|
На самом деле, как это было показано (см. Ришдо и Гоклэн - Способы быстрого чтения), наша манера читать (постепенная расшифровка слов и предложений) не является самым эффективным способом и, что главное, не самым адаптированным для нашего мозга. Действительно, мозг, начиная с нескольких точек сосредоточения на странице книги или столбце газеты, способен затем точно идентифицировать смысл прочитанного (или лучше сказать увиденного!), обобщить и запомнить основные моменты. В этом заключаются две важные функции быстрого чтения: понять и запомнить.
Парадоксально, что мы продолжаем обучаться чтению по классической методике, тогда как, приложив некоторые усилия и потренировавшись, все могли бы читать более быстро и разумно.
Так же дело обстоит и с образом мышления. До сих пор доминирует картезианское мышление (линейное и последовательное). Даже если мы знаем, что производные, связанные с силлогизмами, то есть с чисто формальными рассуждениями, часто не соответствуют реальности (например: Все, что редко встречается, дорогое, дешевая лошадь встречается редко, значит, дешевая лошадь дорогая), мы продолжаем, по привычке, пользоваться рассуждениями и изображениями в текстовой форме, поскольку только то, что написано, принимается в расчет!
Н. Хомски (см. Лингвистическая школа Декарта) утверждает, что
«мысль и язык связаны», то есть, чтобы эффективно использовать графический язык, нужно иметь графическое мышление. Оно должно позволить более наглядно и просто воспринимать организацию предприятия: «Новая форма понимания природы возникает в связи с использованием электронных средств обработки информации: понять в результате скорее синтеза, чем анализа» (см. Ж. де Росней - Симбиотический человек).
|
|
Не входя в понятия психотерапии и не вникая в вопрос, есть ли у пред-приятия душа (см. «обладают ли предприятия душой?»), позволим себе наделить их языком, чтобы выразить их мышление. Если обратиться к функционированию нашего мозга [см. «Наши два мозга» в «Языке перемен»], подход Калиграмм состоит в придании логического смысла (левое полушарие) восприятию сложных структур (правое полушарие). Графический язык (компетенция которого относится к левому полушарию), позволит закодировать наше восприятие действительности (эта способность связана с правым полушарием).
Отказаться от линейности - значит освободить наше правое полушарие и помочь ему повысить способность глобального восприятия, «холисти-ческого восприятия, отношений, моделей, конфигураций и сложных структур» [см. «Язык перемен»].
Графический язык - это такая конструкция, которая позволяет разработчику эстетически описать структурное мышление, а также заставить сотрудничать оба полушария своего мозга.
Тем не менее, располагать графическим языком или образом мышления не всегда достаточно для эффективного описания организации и ноу-хау. Нужно также уметь глобально воспринимать деятельность предприятия. Подход со стороны процессов предполагает такое обдумывание и предварительный анализ, необходимый перед любой процедурой формализации.