Эта задача может быть выполнена помощником отдела кадров.
198 Заключение 199
Схема 9.9. Рабочая инструкция собеседования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы представили и предложили структурированную методику описания, присоединив к ней простой графический язык, который позволяет формализовать ноу-хау и описать организацию предприятия.
Для этого мы напомнили цели формализации, перечислили возможные трудности и препятствия, могущие помешать ее внедрению. Среди решений, помогающих упростить и облегчить описание, графическое изображение ноу-хау представляет неоспоримые преимущества, но не оказывается в полной мере удовлетворительным, т.к. оно слишком разнородно по формам и мало структурировано в применении.
Действительно, традиционное графическое изображение обычно является результатом линейного образа мыслей, выражающего текстовое мышление, которое описывает различные требующие выполнения действия последовательно и подробно.
Язык Калиграмм опирается на преимущества графического изображения, избегая его слабых сторон, чтобы снабдить предприятие структурированной системой описания, которая позволит ему формализовать процессы, процедуры и рабочие инструкции в простой операционной форме.
|
|
200 Заключение 201
Но язык Калиграмм - это не просто новейшая техника графического описания, это, прежде всего, новый способ рассмотрения ситуаций разной степени сложности в модульной форме (графическое мышление), который позволяет создать операционные организации и формализовать ноу-хау.
Методика Калиграмм предлагает общий язык для всего личного состава предприятия, независимо от иерархического уровня. Этот простой язык способен обеспечить общение и особенно участие всего персонала в формализации ноу-хау и описании организации. Это также один из ключевых факторов успешного внедрения проекта изменений (сертификация ISO 9000, аккредитация, BPR, КМ).
Общий графический язык обеспечивает выражение и структурирование коллективного мышления, которое можно назвать "коллективным интеллектом". Таким образом, он не только позволяет описать и обозначить элементы, необходимые для осуществления деятельности предприятия, например, для удовлетворения потребностей заказчика, но и в структурированной форме запоминать и накапливать ноу-хау, чтобы придать вес предприятию.
Но описать свою организацию не достаточно, необходимо еще, для обеспечения ее правильного функционирования, руководить компетенцией людей и располагать соответствующими инструментами, в частности, документацией.
Связь и взаимодействие этих трех факторов, имеющих отношение к процессам предприятия, его сотрудникам и документации, составляет структуру управления знаниями и умениями (компетенциями). Это позволяет предприятию обеспечить стабильность и постоянство на настоящих и будущих рынках.
|
|
Кроме того, совокупность концептов и методов, представленных в данной работе, составляет первый этап проекта, намного более грандиозного и глобального, чем предусматривает управление рабочими навыками, которое мы назвали P.D.H. Менеджмент (Process, Human, Document).
Концепты модульности и взаимосвязей между различными элементами организации и ноу-хау полностью применимы к человеческим факторам (ячеистые органиграммы, образцы ролей и компетенции) и к документальным аспектам предприятия.
Однако эти концепты, основанные одновременно и на графическом описании, и на динамическом ознакомлении с организацией, могут быть при-
менены с максимальной эффективностью только с помощью соответствующих инструментов для обработки и консультации. Действительно, понятия модульности и взаимодействий нельзя использовать исходя из изображений на бумаге.
Синоптика (сводная таблица) проекта P.D.H. Менеджмент
Не разделяя утопических проектов полного отказа от бумажной документации, нам кажется надлежащим внедрить современные технологии и средства коммуникации, такие как Интернет и Интранет, чтобы воспользоваться аспектами доступности, простоты и, особенно, интерактивности между пользователями и формализованными знаниями.
Недоступное знание бесплодно. Только открыв доступ к знаниям всему персоналу, предприятие сможет действительно развивать "коллективный интеллект" и формализовать этот нематериальный капитал, который составляет новое необходимое богатство в современном экономическом контексте с доминированием сферы услуг.
202 Обучающие образцы составления 203
Приложение 1
Обучающие образцы
составления
Это приложение содержит примеры обучающих карточек, адаптированных для описания процессов предприятия (уровень 1), организационных процедур (уровень 2) и рабочих инструкций (уровень 3).
Эти карточки описания даны в качестве образцов и могут быть адаптированы и улучшены пользователями.
Однако мы напоминаем, что по причине разнородности создаваемых документов предпочтительно, чтобы разработчики использовали одну и ту же карточку описания (однородность изображений, но также однородность в сборе информации).
В приложении представлены только самые важные страницы этих карточек. Полностью с ними можно ознакомиться в Интернете на сайте: WWW.QUALIGRAM.COM
204 Обучающие образцы составления 205
Приложение 1а
Образец описания процесса
предприятия
(Уровень 1)
Чтобы помочь разработчикам формализовать процессы предприятия, ниже мы предоставляем в их распоряжение образцы описания. Мы со-ветуем читателю выполнить данный образец в формате A3.
Так, сложенная вдвое, эта страница представляет:
- заглавную страницу,
- страницу с графиком процесса,
- 2 страницы, с комментариями к формам процесса,
- страницу-вкладыш с анализом процесса.
Заглавная страница содержит информацию, необходимую для понимания процесса (конечные цели, координатор, показатели).
Страница графика чистая, она заполняется исходя из элементов, обозначенных на странице анализа.
Две последние страницы позволяют составить комментарии, относящиеся к формам графика.
Страница анализа состоит их 8 рубрик, которые позволяют обозначить входящие и выходящие данные процесса, а также соблюдать требования, параметры улучшения или аудита.
206 Обучающие образцы составления 207
Страница 1. Страница шапки процесса