Ошибки при изучении иностранного языка

Считается, что в основе билингвизма лежат те же речевые механизмы, с помощью которых осуществляется общение на родном языке — только при билингвизме они позволяют человеку использовать две языковые системы. Иными словами, между процессами овладения родным и иностранным языком больше сходства, чем различий. Механизмы речевой деятельности на родном и иностранном языках одни и те же, поскольку обучаемые проходят аналогичные стадии речевого развития, допускают сходные типы ошибок. Существенно, однако, что к процессу изучения иностранного языка индивид приступает уже как «говорящее существо».

Как писал Р. Якобсон, «переключение с одного языкового кода на другой возможно и практикуется в действительности именно потому, что языки изоморфны: в основе их структуры лежат одни и те же общие принципы». Другие исследователи также отмечают, что механизм ошибок принципиально тождествен и процессу приобретения языка ребёнком, и процессу изучения второго языка взрослым.

Вместе с тем изучение иностранного языка характеризуется и отличиями от изучения родного. В частности, при изучении родного языка отсутствуют готовые схемы, затруднена возможность соотнесения языковых явлений с языковой системой (которая неизвестна). Эталоны — как языковые, так и когнитивные — только формируются в сознании ребёнка. При изучении же иностранного говорящему то и дело приходится «отключать» имеющиеся у него представления о системе и норме известного ему родного языка. Именно поэтому при переходе на другой язык человек по инерции применяет привычные ему синтаксические структуры и способы лексико-семантической категоризации, и — что особенно заметно — его речь не свободна от движений артикуляционного аппарата, характерных для родного языка.

В практике преподавания иностранных языков достаточно долгое время было принято следующее разделение ошибок.


Фонетические — искажение фонетического рисунка слова или интонационной конструкции.

Графические и орфографические ошибки в написании, которые возникают в следующих случаях: а) не сформирован графический навык; б) нет навыка перекодирования звуков в соответствующие буквы; в) нет собственно орфографического навыка, т.е. владения системой употребления письменных знаков в конкретных случаях (14); г) нет навыка использования «неалфавитных элементов» языка (15).

  Правильное написание Ошибочное написание Кто
(14) Счастье *щастье Иностранцы, которые только начали изучать русский язык
(15) МГУ им. М.В. Ломоносова Университет «Ломоносов» Испаноязычные студенты, которые изучают русский язык

Морфологические ошибки. К ним относятся нарушения в согласо-|вании единиц языка (16). Об) большая стол (ср. во французском la table)

Лексические ошибки — это неправильное словоупотребление. Тут азделяют ошибки в языковой норме и ошибки в узусе.

Синтаксические ошибки — отклонения в употреблении формы слова I словосочетаниях и нарушения в конструкции предложения.

Поскольку ко времени освоения иностранного языка у индивида ке, как правило, прочно установились навыки употребления родного ака, они оказывают решающее влияние на становление новых на-в. Происходит так называемый перенос уже имеющихся навыков, может быть как положительным, если языковые явления сходны), так и отрицательным (18), если языковые явления различаются, рицательный перенос получил название интерференции. Причём ин-' еренция чаще проявляется при сходстве явлений, чем при полном пичии.

Дайте, мне, пожалуйста, один кофе... В) Дайте, мне, пожалуйста, один кофе... и один булочек.

Отметим также, что предсказать ошибки на основе контрастивного 1ализа двух языковых систем достаточно сложно. Это объясняется и, что необходимо учитывать функциональную значимость того или




иного грамматического явления, частоту его употребления и его место в грамматической системе языка в целом.

При коммуникативном подходе к ошибкам различают такие ошибки, которые мешают пониманию смысла речи, и такие, которые не мешают. Так, к примеру грассирование [р] у француза для носителя русского языка не будет помехой, поскольку оно не является тут смыс-лоразличительным.

В методике преподавания иностранного языка (second language teaching) считается, что нужно исправлять не просто некоторую конкретную ошибку, а именно ту установленную связь или закономерность, которая лежит в основе ошибок тог.о же характера. Иными словами, опытный преподаватель, выслушав студента-иностранца, похвалит его, а затем предложит ряд упражнений на отработку тех языковых правил, которые были нарушены.

Ошибки в процессе использования иностранного языка практически неизбежны. При контрастивном подходе к анализу возникающих речевых ошибок, различают:

— межъязыковые ошибки (interlingual errors), связанные с влияни
ем родного языка на изучающего, так называемый перенос (transfer);

— внутриязыковые ошибки (intralingual errors), отражающие осо
бенности процесса овладения языком.

Внутриязыковые ошибки как «ошибки развития» (developmental errors) связаны с тем, что изучающие иностранные язык пытаются облегчить себе задачу изучения нового для них языка, используя при этом ряд стратегий:

1) сверхгенерализация (overgeneralization) — выход за границы применения некоторого правила;

2) игнорирование ограничений на применение некоторого правила (ignorance of rule restrictions) — применение правила к языковому материалу, который этому правилу не подчиняется;

3) неполное применение правила (incomplete application of rules) —использование более простых правил вместо более сложных;

4) формирование ошибочных гипотез в отношении изучаемого языкового явления (false concepts hypothesis) как следствие неправильного понимания некоторых особенностей языковых явлений изучаемого языка и ряд других.

Подчеркнём, что человек, изучающий иностранный язык, может не только применять новые правила (порой неправильно), но и избегать применения таких правил иностранного языка, аналогов которым нет в его родном языке. Иными словами, он выступает не как пассивный


анслятор» одной системы в другую, а проявляет речемыслитедьную <вность. В частности, общая стратегия овладения иностранным язы-может быть одним из проявлений базового психического процесса поры на уже имеющееся знание для облегчения усвоения нового зна-

Имеются индивидуальные различия между людьми, которые определяют их способ овладения иностранным языком. Так, по наблюдени-

Бетти Ливер, учащиеся могут различаться по преобладающему ка-|малу восприятия (они могут быть зрительно-воспринимающими, слухо-[воспринимающими, моторно-воспринимающими). Они могут быть экс-|9равертами или интровертами, сенсорными или интуитивными, преимущественно мыслительными или чувствующими, оценивающими или сприимчивыми. В соответствии со своими личностными особенностями они будут склонны к тому или иному способу усвоения учебного материала (через чтение, на слух или в движении) и к тем или иным ^стратегиям овладения иностранным языком в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: