Различия эмпирического и теоретического знания

Эмпирическое знание Теоретическое знание
1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате выделяются общие свойства предметов 1. Знание возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы
2. При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи) 2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства 3. Знание, возникающее как мысленное преобразование предметов, отражает их внутренние отношения и связи, «выходя» за пределы представления
4. Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным 4. Фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений как связь всеобщего и единичного
5. Конкретизация знаний состоит в поборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов 5. Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы
6. Средством фиксации знаний являются слова-термины 6. Знания выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах

Качества знаний

Критерии знаний Качества знаний Характеристика качества знаний
1. Степень соответствия знания содержанию обучения Полнота Системность Точность Обобщен-ность Количество всех знаний об изучаемом объекте. Совокупность знаний, структура которых соответствует структуре научной теории. Мера истинного соответствия знания предметной области изучаемой науки. Объединение знаний на основе выделения в них существенно общего.
2.Применение полученного знания в учебных целях Глубина Прочность Систематич ность Осознан-ность Действен-ность Число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися. Степень устойчивости, постоянства знаний. Осознание состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознание одних знаний как базовых для других. Понимание связей, путей получения знаний и умение их применять и доказывать. Умение пользоваться знаниями в разнообразной деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: