Различия эмпирического и теоретического знания
Эмпирическое знание
| Теоретическое знание
|
1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате выделяются общие свойства предметов
| 1. Знание возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы
|
2. При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи)
| 2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы
|
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства
| 3. Знание, возникающее как мысленное преобразование предметов, отражает их внутренние отношения и связи, «выходя» за пределы представления
|
4. Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным
| 4. Фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений как связь всеобщего и единичного
|
5. Конкретизация знаний состоит в поборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов
| 5. Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы
|
6. Средством фиксации знаний являются слова-термины
| 6. Знания выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах
|
Качества знаний
Критерии знаний
| Качества
знаний
| Характеристика качества
знаний
|
1. Степень соответствия знания содержанию обучения
| Полнота
Системность
Точность
Обобщен-ность
| Количество всех знаний об изучаемом объекте.
Совокупность знаний, структура которых соответствует структуре научной теории.
Мера истинного соответствия знания предметной области изучаемой науки.
Объединение знаний на основе выделения в них существенно общего.
|
2.Применение полученного знания в учебных целях
| Глубина
Прочность
Систематич
ность
Осознан-ность
Действен-ность
| Число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися.
Степень устойчивости, постоянства знаний.
Осознание состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознание одних знаний как базовых для других.
Понимание связей, путей получения знаний и умение их применять и доказывать.
Умение пользоваться знаниями в разнообразной деятельности.
|