Классификация знаний
Основания классификации
| Виды знаний
|
По форме
| Чувственные- возникают в ходе непосредственного взаимодействия каких-либо органов чувств с внешним миром.
Мысленные - опосредуются рассуждениями, речью.
|
По содержанию
| Понятия и термины, знания о фактах, знания о законах как связях внутри относительно ограниченной совокупности явлений, знания о теориях как связях в рамках более широкой совокупности явлений, знания о методах познания и способах деятельности.
|
По способам получения
| Стихийные – результат непреднамеренных познавательных процессов.
Стандартные - результат познавательных действий.
Рефлексивные - осознание системы собственных знаний.
|
По степени упорядоченности
| Отрывочные - не составляющие целое, несвязные.
Системные - представляющие собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи друг с другом.
|
По уровню обобщенности
| Эмпирические – вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства.
Теоретические– возникают на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы.
|
По этапам усвоения
| Знания-знакомство - узнавание содержания при повторном его предъявлении.
Знания-копия - самостоятельное воспроизведение материала словами первоисточника.
Знания-умение - способность переформулировать, перекодировать исходное содержание (понимание).
Знания-трансформации - возможность самостоятельно конструировать и преобразовывать материал, переносить на другие виды деятельности.
|
По степени новизны и оригинальности
| Репродуктивные - знания по образцу, заданному учебником, учителем.
Продуктивные (творческие) – создание новых знаний.
|
По функциям:
а) по влиянию на психическое развитие
Б) по практическому использованию
|
Информативные - расширяют сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Развивающие – способствуют росту духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности человека.
Оперативные - применяются при решении практических задач.
Холостые – не используются в практических целях.
|