Классификация знаний

Основания классификации Виды знаний
По форме Чувственные- возникают в ходе непосредственного взаимодействия каких-либо органов чувств с внешним миром. Мысленные - опосредуются рассуждениями, речью.
По содержанию Понятия и термины, знания о фактах, знания о законах как связях внутри относительно ограниченной совокупности явлений, знания о теориях как связях в рамках более широкой совокупности явлений, знания о методах познания и способах деятельности.
По способам получения Стихийные – результат непреднамеренных познавательных процессов. Стандартные - результат познавательных действий. Рефлексивные - осознание системы собственных знаний.
По степени упорядоченности Отрывочные - не составляющие целое, несвязные. Системные - представляющие собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи друг с другом.
По уровню обобщенности Эмпирические – вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретические– возникают на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы.
По этапам усвоения Знания-знакомство - узнавание содержания при повторном его предъявлении. Знания-копия - самостоятельное воспроизведение материала словами первоисточника. Знания-умение - способность переформулировать, перекодировать исходное содержание (понимание). Знания-трансформации - возможность самостоятельно конструировать и преобразовывать материал, переносить на другие виды деятельности.
По степени новизны и оригинальности Репродуктивные - знания по образцу, заданному учебником, учителем. Продуктивные (творческие) – создание новых знаний.
По функциям: а) по влиянию на психическое развитие Б) по практическому использованию   Информативные - расширяют сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Развивающие – способствуют росту духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности человека. Оперативные - применяются при решении практических задач. Холостые – не используются в практических целях.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: