Татарская музыка

«Если хотите знать, как страна

управляется и какова ее нравственность

прислушайтесь к ее музыке».

(551г. до н.э. Конфуций)

В искусстве одно из сильнейших средств формирования личности – это музыка. Музыка – язык звуков, она отличается особой эмоциональной глубиной. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Музыка точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями.

Безграничный мир жизни, человеческих чувств, мечтаний и идеалов – есть содержание музыки. Велика возможность музыки в воспроизведении психических и эмоциональных состояний человека.

С древних времен люди стремились постичь тайны воздействия музыки на общественную мораль и нравственность, понять законы соразмерности и красоты и выявить закономерности сочетания различных элементов музыки: высоты тонов, их длительности, ритма, метрики и т.д. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной и необходимой формой выражения. Она являлась духовной жизнью народа. Практически все события жизни человека: рождение, детские игры, свадьбы, календарные обряды и т.д. – сопровождались пением и плясками. Народная музыка создавалась не для прослушивания, а жила в действии. Именно поэтому она не была отделена от танца, движения, жестов, возгласов и т.п. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, напевов оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

У народов каждого континента есть своя неповторимая музыка. Это музыкальный код. Связана она со словом, с манерой его произношения, поэтому язык и его характерные черты оказывают на музыку самое непосредственное влияние. Кроме того, она связана с географическими и климатическими особенностями, в которых живет человек, его мировоззрением, менталитетом, темпераментом, обычаями и т.п. Музыка, песни, танцы каждой местности отличаются по мелодичности, тембру, манере исполнения, имеют свои поэтические и диалектные особенности. Манера исполнения северян очень сдержанна, даже сурова. Для южан, напротив, характерно тяготение к плясовым ритмам, ярко эмоциональная манера исполнения. Каждый континент имеет свои резко отличительные музыкальные черты. Современные музыкальные искусствоведы называют их: музыка африканская, европейская, азиатская, восточная и т.д.

Африканская музыка отличается от музыки других континентов неповторимым, своеобразным активным ритмом. Пение сопровождается многослойным ритмическим аккомпанементом – хлопаньем в ладоши, игрой ансамбля барабанов или других инструментов. Ритмическая пульсация поддерживается и за счет уникальной в своем роде ударной манеры выражения, при которой практически каждый звук получает индивидуальную динамическую окраску. Используются в основном шести–и семиступенные лады. Для постоянного поддержания ритма ведущее значение имеют ударные инструменты. Особое место в них принадлежит многочисленной группе барабанов. Среди них бытующие только в Африке «говорящие» барабаны, которые используются как средство передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитацией традиционной тоновой речи.

В танце европейских народов участников бывает много. В основном танцы рассчитаны на парные или групповое исполнение. У тюркских народов популярность имеет одиночное выступление танцующего, который должен демонстрировать свою удаль и ловкость.

На территории Великой степи звучит музыка, отличительная от европейской и африканской. Для европейцев, с мелодией типичной семизвуковой системы, азиатская музыка для слуха необычна. Татарская мелодия строится на пятизвуковой системе, которую называют пентатоникой, или пятизвучием (от греческого слова «пента» – «пять» и «тонос» – звук). На пентатонной системе основана музыка монгольских, японских, китайских народов.

Клавиатура фортепьяно, аккордеона состоит из белых клавишей, воспроизводящих музыку европейских народов (семизвуковая система) и черных клавишей, воспроизводящих азиатскую музыку (пентатонику). С помощью таких музыкальных инструментов некоторые композиторы стремились создать новую современную музыку, удовлетворяющую потребности азиатских и европейских народов.

По традиционному тюркскому мировоззрению, музыка считалась некой космической силой, отдельные тоны отождествлялись с пятью стихиями (вода, земля, огонь, воздух, металл), другие — с цветами, голосами животных и птиц. Считали, что музыка имеет сверхъестественную силу; она может исцелять больных. Поэтому для тюрков в древние и средние века музыка являлась важной составной частью обрядов, ритуалов и церемониалов. Инструменты церемониального оркестра подбирались не столько по принципу тембровой окраски, сколько по их магическим свойствам.

В тюркских государствах в древние и средние века музыка развивалась в двух направлениях: при содействии государства и народного творчества. В ставках ханов находились церемониальные оркестры, придворные поэты и музыканты. В войсках были военные оркестры. Основными национальными инструментами были: струнные – домбра, саз, бызанчи, игиль, кыяк; деревянные духовые – курай, карнай, кубыз, комуз, сыбызгы, сурнай; ударные – большие и малые барабаны, бунчук, даулпаз, дул, дабыл.

Маршевой музыке в тюркских государствах придавалось особое значение, и без нее невозможно представить армию. Она звучала на военных парадах, при выносе боевого знамени, воинских церемониалах, в походах, перед началом битвы и т.п. Маршевая музыка сплачивала воинов, создавала бодрое, радостное настроение. В музыке был воплощен боевой дух тюркских воинов и всего народа. Тюркская маршевая музыка считалась лучшей в мире, т.к. отличалась выразительностью и эмоциональностью. В военном оркестре специфическую роль занимали такие музыкальные инструменты, как бунчук, малые и большие барабаны и карнай. От криков воинов, игры труб карная и боя больших барабанов противник приходил в ужас ещё до начала битвы. После битвы, во время отдыха, музыка услаждала тюркских победителей своей гармонией. За военными песнями, которые, вследствие шумной гармонии, казались предназначенными прославлять сражение и победу, следовали чувствительные песни любви. Прелестные красавицы, образуя хор танцовщиц, услаждали взор зрителей. С потерей тюркскими народами своей национальной идеологии тюркская маршевая музыка забылась и исчезла. Сохранилась она только в Турции. С начала XIX в. большие тюркские барабаны стали использоваться европейскими музыкантами в больших симфонических оркестрах (их называли турецкими барабанами).

Если тюркская маршевая музыка исчезла, то народная музыка продолжает жить. Тюркские народные песни разнообразны по тематике – семейно-бытовые, обрядовые, трудовые, лирические, эпические, исторические, социального протеста и другие. Распространено в народе исполнительство на различных инструментах, в том числе на струнно-щипковые – домбра, комуз, кыл кыяк, саз, хуф на деревянных духовых – сыбызгы, сурнай, курай, комыз и на ударных – даулпаз, бубен, барабан.

До сегодняшнего дня у тюрков и монголов сохраняется своеобразная манера пения, когда один певец исполняет мелодию сразу на два голоса. Это так называемое горловое пение с двузвучной мелодией, с низким гортанным и высоким свистящим звуком, напоминающим флейту.

На праздниках и торжествах народные поэты, музыканты (акыны, ашуги) устраивали песенно-поэтические состязания под сопровождение домбры, саза или комуза. Песни были декламационного склада, главным образом эпические, героические, шуточные, сатирические.

Наиболее уважаемыми были йерчи (певцы-сказители), умеющие в стихотворной форме пересказывать дастаны-сказания о батырах. Важное значение имел сказовый, речевой элемент. Исполнения древнейших эпосов продолжались 2 – 4 часа. Люди с восторгом и эмоциями слушали дастаны. Они переживали за ошибки батыра и радовались его победам. Удивляло то, как сказители из поколения в поколение сохраняли в своей памяти такие большие дастаны в неизменной форме в течение тысячелетий. Тюркские воины-батыры во всех мифах и дастанах героически сражаются с врагами и побеждают во славу своего народа. После завоевания всех тюркских народов таких дастанов больше не писали. Завоеватели уничтожили батыров, взамен развивали культ артистов, певцов и плясунов. Зная, что нация, потерявшая воинский дух, не имеет будущего, ее обрекают на постепенное вымирание.

Жизнь в соседстве с другими народами и тесные контакты с ними в течение многих тысячелетий сказалась и на тюркской музыке. Так, на музыку среднеазиатских тюрков накладываются частицы музыки фарсов. На музыку кавказских тюрков (балкарцев, карачайцев, кумыков, ногайцев) накладывается кавказская музыка. Тюркские народы хорошо освоили и некоторые музыкальные инструменты этих народов.

После завоевания татар в музыке стали преобладать лирические тоскливые мелодии. Татары называют эту мелодию моң. В конце XVIII века татары из деревень стали выезжать на заработки в города и в другие регионы. Многие из них возвращались домой на побывку в деревню. Этих людей называли зимогорами (недалекий обыватель, живущий общими прописными истинами). Некоторые из них, показывая свою современность, с папиросой в зубах, ходили по улицам деревни и распевали на гармошке песни. Так постепенно татарам привился музыкальный инструмент гармошка. И на сегодняшний день ее считают татарским национальным инструментом.

В первые десятилетия Советской власти тюркская народная музыка испытала сильные гонения. Многие сказители дастанов были физически уничтожены под разными предлогами. Народную музыку стали подстраивать под революционную. А когда эта волна закончилась, началась её европеизация. В музыкальных школах, училищах и институтах программное обучение было построено по жанрам европейской музыки: симфония, инструментальные концерты, опера, балет и т. д. Такое принудительно-добровольное обучение европейской музыке сказалось на развитии тюркской национальной музыки. С внедрением европейской музыки внедрялись и музыкальные инструменты: фортепьяно, пианино, аккордеон и т.д. Исполнительство национальной музыки на национальных инструментах стало большой редкостью. Такое положение сохранялось и после распада Советского Союза.

После распада Советского государства и вхождения в рыночные отношения на тюркскую музыку обрушилась глобальная атака. С одной стороны, с Запада хлынули всякие рок-поп-музыки, с другой – стороны под болтовню о рыночных отношениях и требованиях так называемой современности (заман) пишется музыка, не имеющая ничего общего с тюркской: только слова песен на тюркском языке или переводятся эстрадные песни других народов на тюркские языки. Но тюркские правители, музыканты, интеллигенция и народ в большинстве своем реагируют на это спокойно, не задумываясь о губительных последствиях происходящего. Они не только не препятствуют, но и, наоборот, поощряют все эти новшества, не задумываясь. А ведь через поколения люди забудут свою истинную национальную музыку, и это будет еще одним страшным ударом, разрушающим дух нации.

К сожалению, у современных татар не сохранились боевые танцы. Психологи считают, что если народ, раз завоевали, то у этого народа ломается психика, а, тем более, что после взятия Казани прошло почти 500 лет. И это мы видим воочию в современной татарской музыкальной культуре.

Рафаэль Безертинов. г. Казань. 2012 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: