Традиционная татарская одежда

Одежда выступала знаком половозрастного и семейного статуса, опосредовала связи человека с природой и обществом. Человек надевал одежду соответственно климату, где он жил. Одежда было разная: по сезону, одежда домашняя, одежда для хозяйственных работ, одежда для работы в степи и в поле, одежда праздничная. Одежда человека менялась с изменением строя, образа жизни, с переходом на другую религию. Начиная с XIX века началась эпоха капитализма, которая бурно стала менять образ жизни людей во многих стран. Стал резко возрастать доля городских жителей занятых на производстве. Соответственно все это отразилось и на ношения одежды.

В этой статье будет рассматриваться татарская одежда средних веков. Для традиционной татарской одежды начала средневековья было характерно наличие одних и тех же предметов одежды у рядового населения и аристократии — распашных рубах, женских платьев, головных уборов, халатов, обуви. Татары, киргизы, казахи, узбеки, телеуты, тувинцы, хакасы и др. – все они в начале средних веков назывались татарами.

И поэтому одежда у них была почти одинаковая, отличие зависело от климата Родовые, племенные, социальные и клановые различия выражались лишь в стоимости используемых материалов, богатстве декора, в количестве надеваемых предметов одежды и украшений. Нарядность праздничной традиционной одежде, создававшейся веками, придавала отделка ее дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами. На традиционную одежду татар большое влияние оказал прежде всего кочевой образ жизни. Народные умельцы создавали одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Традиционными материалами для одежды у татар всегда были кожа, мех, тонкий войлок, из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые татары изготовляли сами – все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся отгонным скотоводством. Особенно ценились шкуры и меха пушных зверей, добываемых на охоте. Из шкур шили шубы «тун», а из меха – полушубки «кыскатун», а также тулупы, безрукавки, головные уборы, зимние шаровары и прочую нарядную верхнюю одежду. Вообще, в искусстве изготовления одежды из кожи и меха татары достигли небывалых высот. Многие виды татарской одежды шили из войлока. На ее изготовление преимущественно шла белая шерсть, особенно ценился тонкий пух с шеи овец. Для бедных слоев населения была характерна одежда из овчины, головные уборы – из меха лисицы, выдры и других пушных зверей. Богатые люди старались носить шелковую одежду.

В ранние средние века татары заворачивали родившегося ребенка в мягкие выделанные шкурки животных или пеленки из хлопчатобумажной ткани. Первую рубашку надевали только через полгода. В возрасте 3–4 лет начинали одевать в одежду, схожую со взрослой. Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Различие полов маркировалось набором украшений. Девочки с 3 – 5 лет и до замужества носили простые кольцеобразные серебряные серьги и скромные гладкие колечки. Ушные мочки девочкам прокалывали в начале весны, когда начинали разливаться реки.

Девочки 15 лет, т. е. достигшие брачного возраста, носили штаны мужского кроя. Детские халаты, шубки, шапки, сапоги, выполненные по универсальному крою, сохраняли различия только по цвету и отделке. У девушек – это в первую очередь украшения. В 15–16 лет девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: накосные украшения, серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Украшения для кос были деталью девичьего костюма; молодые женщины после замужества еще носили их под головным убором, но потом снимали. Некоторые из них передавали свои накосные украшения младшим сестрам или дарили во время свадьбы девушкам из семьи мужа, или же хранили для подрастающих дочерей. Для девичьей и женской одежды предпочитали яркие тона цветущей природы: красный, голубой, зеленый. В оформлении одежды мальчиков, а также мужчин использовались черный и синий цвета. После замужества скромный праздничный девичий убор заменяли многочисленные массивные, богато орнаментированные перстни, серьги и поясные бляшки-подвески. Необыкновенно красивы были женские украшения из золота, серебра, бронзы, меди, в которых широко использовалось цветное стекло. Большая часть их была тесно связана с предметами одежды и головными уборами, однако очень многие играли самостоятельную роль. Прекрасной работой отличались накостные подвески, серьги, плоские и кованые массивные браслеты, кольца и обереги. Период зрелости отмечали не только максимальным набором украшений, но и изменениями в праздничном костюме. Менялся раскрой сапожек, башмаков, халатов, платьев, головных уборов и т. п. Костюмы женщин в основном состояли из одних и тех же предметов: отрезного, сильно приталенного легкого платья, которое надевали на нижнюю рубаху; камзола, сшитого по фигуре, распашного длиннополого халата, с рукавами или без; нижних и верхних штанов. Верхней одеждой служили – прямые широкие халаты с длинными рукавами, которые подразделялись на легкие и теплые, с подкладкой из шерсти. Для суровых зим предусматривались меховые шубы.

Женщинам в возрасте 50–55 лет на праздник принято было вновь надевать простые украшения, а свои дорогие раздавать дочерям и молодым родственникам. В одежде, поведении постепенно ослабевали признаки половой типизации. Человек начинал возвращать обществу знаки соответствия норме, знаки полноценности, которые он собирал всю жизнь и как бы готовился к тому, чтобы уйти в мир Природы. Мужской раскрой одежды мало подвергался возрастному и временному изменению. Шапки, халаты, рубашки, штаны, сапоги и башмаки шились согласно сезону. Мужской комплект чаще всего состоял из следующих частей: распашной нательной рубашки; внутренних штанов из легкой ткани и верхних, сделанных из овчины, сукна или плотных домотканых материй. Как и в женском костюме, в качестве легкой верхней одежды использовались камзолы с рукавами или без, а основным видом верхнего платья был традиционный халат. Зимой носили стеганые халаты, шапки, меховые сапоги. С незапамятных времен отношение к головным уборам у татар было особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою – равносильно отречению от личного счастья и удачи. Шапки, как и шлемы, были в основном с заостренными макушками. Заостренная макушка с древнетюркских времен связывалась с вершиной священной горы.

Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа — «калпак». Это летняя, легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин. Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» — представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми кверху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали дорогим материалом (бархатом, атласом). Для зимы была предусмотрена теплая шапка – из овчины, а его детский вариант – из лисьего меха, в суровых условиях степной непогоды незаменимы и идеальны. Зимняя шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи. Мужские дорогие праздничные шапки – с меховой оторочкой шитые золотом, серебром, отороченные мехом бобра, выдры, соболя; зимние – из меха черно-бурой и красной лисиц. Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию – указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они еще как-то различались в разных племенах, родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны. Незамужние девушки носили «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» – шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. Головной убор татарской невесты был красивой и дорогой частью свадебного костюма. Он представлял собой высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо, а лобную часть украшали ювелирными камнями. Девичья шапка отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался. Шапки, расшитые золотом, называются «алтын бүрек», украшенные кораллами. Девичьи шапки с верхом, расшитым жемчугом и золотыми фигурами, бляшками, были очень дорогими. Национальной обувью татар можно считать кожаные сапоги. Именно их носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги с широким голенищем, которые надевали поверх войлочных чулок, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками (6–8 см) и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией. Для пожилых людей более предпочтительными были мягкие сапоги-чулки – «ичиги», поверх которых надевались кожаные туфли или галоши. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для украшения пояса у мужчин и женщин применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Согласно татарским традиционным традициям, повсеместно распространенным представлениям пояс, повязанный на талии, был основным отличием людей среднего мира; небожители носили его под мышками, обитатели подземного царства — на бедрах. Для человека среднего мира жизненно важной была область пуповины. Пояс служил не только для укрепления поясницы, но и для защиты от злых духов, болезней, всяких бед и напастей, то есть надежным обручем. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей и средним миром. До шестилетнего возраста на поясок ребенка подвешивали разного рода бубенчики, которые служили ему оберегами. В шестилетнем возрасте надевали пояс, и с этого периода ребенок вступал под покровительство рода, порывая с младенчеством. Мальчики носили одноцветные пояса, девочки могли носить цветные. В 14–15 лет при посвящении в воина, наряду с оружием, молодой воин получал право носить боевой пояс. Боевой пояс служил знаком воинской доблести. По числу блях и наконечников на поясе определялась общественная значимость его владельца.

С малых лет татары обучались военному искусству. Человек, который не владел оружием, не мог называться мужчиной, поэтому мальчики, достигшие 12–14 лет, хорошо владели оружием. В 14–15 лет при посвящении в воина родители и родственники дарили молодому воину оружие, и с этого времени и до смерти он не расставался с ним. Лук, стрелы, мечи, сабли, щиты обычно хранились у татар дома, ими пользовались в случае призыва в поход. Такое оружие, как кинжал или нож, присутствовало у татар постоянно. К ножу, который всегда имел при себе каждый мужчина, отношение было особое: в принципе его никогда никому не давали (например, когда ели мясо), в особенности женщине, а если уж и давали кому-нибудь, то это служило доказательством особого доверия и уважения. Оружие татар входило в состав его традиционной одежды. С оружием татары чувствовали себя уверенно и независимо. Оно защищало их от грабителей, посягавших на их имущество и честь, от правительства, если оно необоснованно притесняло их. С оружием в руках они могли мстить (традиционное татарское мировоззрение разрешало это), если считали, что правосудие не справедливо наказало и не защитило их честь, имущество и т. п. Оружие для татар было еще и оберегом. Кинжал, который носил татар при себе, был из железа, а железо для древних татар было наиболее почитаемым природным веществом. Железо отгоняло злых духов и оберегало человека от болезней и всяких бед. Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. В годы Гражданской войны красные конные армии были одеты по образцу кочевых народов: головной убор весеннего, осеннего периода – буденовка, шапки, шинель, штаны, сапоги. Татарские ханы сменили военные шлемы на арабскую чалму, желая стать из природных воинов халифами. Пересев с коней на сундуки, они перестали быть воинами и не стали халифами. Вначале ислам принимало окружение хана, затем элита и последними простые люди. После принятия ислама татары стали надевать арабские одежды. На голову вместо остроконечных шапок, похожих на шлемы, стали надевать чалму, вместо цветных халатов – однотонные. После завоевания московским княжеством татарских ханств началось внедрение русской культуры. В 30–40-х годах XIX в. из Османской империи пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом, похожие на усеченный конус; цвет чаще всего был красный, бордовый. Называли его феска. Феску заимствовали у марокканцев; само ее название шло от города Феса в Марокко, тогдашнего центра по производству этих головных уборов. Зажиточные татары стали надевать феску, а более укороченную феску стали надевать бедные слои населения, и она стала называться тюбетейкой. В этот период шла европеизация России. Зажиточные татары свою одежду приблизили к европейским образцам. Так в этот период получилось смешение европейской и исламской одежды. Сегодня одежда на современных татарах европейская. Западные магнаты легкой и текстильной промышленности на сегодняшний день являются законодателями моды. Многие татары одеваются по моде, которая разрабатывается на Западе не для удобства и здоровья населения, а в угоду заправилам легкой промышленности. Западная мода навязала татарским женщинам короткие платья и юбочки, ношение которых является причиной повальных женских болезней. Их поражают не только простудные заболевания, но и сглаз. И еще более страдают от болезней те женщины, которые следуя моде, под прозрачную одежду не одевают ничего. В Туве, Якутии, на Алтае многие молодые люди свадьбу проводят в национальной одежде. После свадьбы эту одежду надевают на праздники, торжественные вечера. Чувашей и марийцев также на праздниках и торжественных вечерах можно увидеть в свой национальной одежде. Японцы, несмотря на свою продвинутость, остались верны своим традициям. Свои традиционные одежды они смогли сохранить в современных формах. Современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII – и начала XIX века, на голову – тюбетейку, и танцуют, поют убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах. Башкирские фольклорные артисты надевают на голову охотничьи шапки. Государственные фольклорные ансамбли Татарстана при исполнении татарских танцев надевают обтянутые штаны и камзолы, хотя татары традиционно надевали штаны с «широким шагом», а камзолы – свободные. Поэтому, смотря на таких артистов, создается впечатление, что они исполняют не традиционные национальные танцы, а на сцене выступает балетнае группа. В современной России и в тюркских республиках есть: «По одежке встречают, а по уму провожают». Хана признают ханом, если он надевает ханскую шапку, бека (боярина) – беком (боярином), если на его голове шапка бека (боярская), простолюдина узнают по его дешевой шапке. Если хан надел чалму, то народ воспринимает его муллой, а не ханом. Если татарская верхушка надевает на голову тюбетейку (мескен кием — головной убор бедного человека), то окружающие её так и воспринимают.

Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: