Гражданских и промышленных объектах. № нормы наименование технических средств дрель аккумуляторная «black & decker» пистолет монтажный пц)84

№ нормы Наименование технических средств
  Дрель аккумуляторная «Black & decker»
  Пистолет монтажный ПЦ)84
  Зажимы (жюмары)
  Спусковое устройство
  Обвязка альпинистская страховочная
  Лебедка спасательная альпинистская типа «EVAC)500»
  Тросовое или кевларовое спелеоснаряжение спасательное
  Молоток скальный
  Трос стальной (0 6-8 мм)
  Страховочное устройство типа «Шунт»
  Веревка вспомогательная 0 6-8 мм
  Веревка динамическая 0 10-12 мм
  Веревка кевларовая 0 6-8 мм
  Веревка кевларовая 0 10-12 мм
  Карабин с муфтой
  Крючья скальные, в т.ч. шлямбурные
  Пояс авиационный спасательный
  Спусковое устройство роликовое СУР

spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 144

Приложение 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВКИ 1. Усилие на основной веревке

Возможность успешной страховки зависит от характеристик элементов страховочной цепи и окружающих условий.

В настоящее время под успешной страховкой понимают задер) жание сорвавшегося спасателя, если при этом не произошло раз) рушения опор, например вырыв крюка. Возможное травмирование страхуемого во время его падения из)за ударов, как правило, не является критерием качества страховки. Однако глубина падения зависит не только от минимально допустимой длины протравлива) ния, но и от частоты установки опор, реакции страхующего на срыв напарника, наличия провисания (слабины) веревки в страховочной цепи и т.д.

Факторы, определяющие тактику и качество страховки, целесо) образно разделить на три группы. Первая группа включает в себя прочностные характеристики снаряжения и «страхуемого», а также силовые возможности страхующего. Вторая группа включает характеристики окружающих условий, а третья содержит факторы, характеризующие способность и умение спасателей использовать особенности рельефа для обеспечения своей безопасности.

В первую группу следует отнести:

-усилие страховки, развиваемое страхующим (Pстр);

- прочность элементов страховочной цепи (страхуемого, страх)
ующего, элементов искусственных опор, веревки и т.д.);

- наличие и характеристики амортизатора у страхуемого;

- общая длина веревки (L) и величина запаса веревки на случай
задержания (Lпр);

- масса страхуемого (m).

Из факторов второй группы, влияющих на принятие решений по тактике страховки, основными можно назвать:

- вид рельефа, среднюю крутизну склона (а), степень гладкости
склона;

- наличие, прочность и характер поверхности выступов, трещин.
К третьей группе факторов, характеризующих совокупные свой)

ства, системы страховки, относятся:

- схема страховочной цепи, то есть: вид, количество и располо)
жение узлов трения, а также значения коэффициентов преоб)
разования усилий в них (Кi);

- расстояние страхуемого от последней (верхней точки опоры) и
их взаиморасположение;

- прочность установки искусственных опор (забивка крючьев,


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 145

установка закладных элементов и т.д.);

- значение коэффициентов трения одежды страхуемого о
поверхность склона (f), веревки о поверхность точек опоры
(fnp), веревки об одежду страхующего;

- наличие слабины веревки (Lсл);

- состояние веревки (мокрая, замерзшая и пр.);

- усилие задержания, действующее на страхуемого (Рзад);

- усилия, действующие на каждую опору, из которых особенно
опасным является усилие на верхнюю точку опоры (Fв.кр).

Все факторы из представленных являются объективными и управляемыми. Качество страховки определяется именно послед) ними, при тщательном учете всех остальных. Страхующий, напри) мер, может непосредственно изменять усилие страховки, формиро) вать необходимый запас веревки (НЗ) для протравливания в слу) чае срыва напарника и устанавливать необходимую величину коэффициента преобразования усилия в страховочной цепи. Последнее в практике чаще всего достигается за счет изменения приема или (и) усилия удержания веревки, или за счет изменения усилия в применяемом тормозном устройстве. Страхуемый, в свою очередь, по мере передвижения может изме) нять число узлов трения, определять прочность этих узлов, повы) шать в какой)то мере коэффициент трения своего тела о склон и снижать свою массу (движение с облегченным рюкзаком).

Все указанные факторы взаимосвязаны между собой, и страхующий, зная законы этих взаимосвязей, должен предвидеть окончательный результат своих действий при возможном срыве напарника. Для изучения правил страховки систему этих связей достаточно просто изобразить графически, что намного повысит наглядность при изучении этого сложного для восприятия процес) са.

Для ответа на вопрос, когда вообще надо страховаться, опреде) лим силы, действующий на тело, расположенное на плоскости (Fсбр).

Fсбр = mg(sin(a) - fcos(a)).

где: g = 10 м/с2 - величина ускорения, вызываемого притяжением земли.

Падение сорвавшегося спасателя вниз по склону с нарастанием скорости возможно лишь при Fсбр больше нуля. В таких случаях страховка обязательна. Сразу следует отметить, что для обеспече) ния страховки (остановки сорвавшегося) необходимо, чтобы уси) лие задержания было больше сбрасывающей силы.

На рис. 1 показаны графики изменения сбрасывающих сил в зависимости от крутизны склона для нескольких значений коэффи)


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 146


циентов трения одежды о склон. Значения сбрасывающих сил при) ведены (для удобства) в относительных единицах, то есть как Fсбр = Fсбр/mg. Графики показывают не только условия, при которых стра) ховка необходима, но и отдельные причины аварий.


1 00

Is га

0 75

|I

CO C[ CO ф

0 50
0 25

I

S g

I

i 2

Крутизна склона, град.

Рис. 1. Зависимость сбрасывающей силы в относительных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: