Семинар: разновидности и функции

Семинар (лат. seminarium – рассадник) вид учебных занятий практического характера, направленный на углубленную проработку определенного теоретического материала.

Как вид учебной деятельности семинары появились в Древней Греции Риме еще до нашей эры, но получили широкое распространение только в ХVІІ веке в Западной Европе. Тогда же они стали широко применяться и в учебных заведениях на территории Украины, а в ХІХ веке семинарские формы работы стали активно внедряться в общеобразовательных школах.

В ходе педагогической практики выделились следующие разновидности семинарских занятий:

1) Просеминары: они играют вступительную, подготовительную роль (3 4 просеминара в начале курса) и представляют собой аудиторную работу студентов под руководством педагога, направленную на овладение умениями и навыками самостоятельной работы по подготовке к непосредственному участию в семинарах.

2) Семинары, которые по методике проведения представляют собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов. Семинары могут проводиться в следующих формах:

– вопросов и ответов;

– развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий;

– коллективное чтение и комментирование текстов;

– устные ответы студентов с последующим обсуждением;

– дискуссия по предварительно заданной теме;

– защита письменных рефератов студентов;

– семинар-конференция с докладами и ответами на вопросы;

– итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока;

– проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций;

– пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение;

– семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций.

3) Спецсеминары, которые предусмотрены для студентов старших курсов и направлены на формирование у студентов умений и навыков научной работы.

Кафедры утверждают и разрабатывают их тематику, составляют программы с четким определением узловых тем, основной литературы.

За студентами закрепляются конкретные темы (можно одну тему поручать 2 3 студентам). Составляется календарный план подготовки материалов. Студенты выступают с докладами, знакомятся с технологическими картами, обсуждают определенные аспекты проблемы. При подготовке к таким семинарам они конспектируют необходимые материалы, читают рекомендованную литературу.

Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие функции:

познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы;

контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала;

деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску.

Семинарские занятия способствуют:

▪ активизации познавательной деятельности студентов;

▪ формированию самостоятельности суждений;

▪ умению отстаивать собственное мнение, аргументировать его на основе научных фактов;

▪ развитию логического мышления;

▪ формированию убеждений;

▪ овладению культурой толерантности;

▪ социальному становлению личности.

Семинарские занятия выполняют следующие задачи:

1) образовательные;

2) развивающие;

3) воспитывающие.

В педагогической практике выделяются следующие виды семинаров:

1. Самой распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

2. Семинар-диспут ориентирован на обсуждение проблемных вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой – на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к решению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.

3. Реферативная форма. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу.

4. Семинарское знание может пройти в форме письменного задания. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Этот вид работы дает студентам свободу при ответе, развивает логическую и языковую культуру.

5. Игровой метод. Моделируется проблемная ситуация. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.

6. Коллоквиум, на котором проверяется самостоятельной работы студентов. На коллоквиуме проверяются знания – в диалоге, дискуссии, в свободном обмене мнениями.

В качестве основных форм учебной работы на семинаре могут быть следующие: анализ первоисточников, комментарии, рецензия, пресс-конференция, дискуссия, ролевые игры и кейс-методики.

10.2.Алгоритм методики проведения семинара

На семинаре преподаватель организовывает дискуссию по заранее определенным темам, по которым студенты готовят тезисы ответов или индивидуально выполненные рефераты-доклады. Такие семинары называются семинарами-дискуссиями.

Семинары-практикумы посвящены обсуждению разных вариантов решения практических ситуационных задач.

Алгоритм методики проведения семинара включает:

▪ сообщение темы за 2 3 недели до проведения семинара;

▪ доведение до студентов цели и задач семинарского занятия;

▪ план семинара;

▪ сообщение списка литературы с комментарием;

▪ выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов;

▪ консультация преподавателя;

▪ прослушивание реферата или доклада.

С целью успешной организации семинара необходимо нацелить студентов на следующие виды учебной работы:

– заслушивание реферата, доклада;

– вопросы участникам семинара;

– выступление студентов по теме выслушанного реферата;

– необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия;

– заключительное слово автора реферата;

– заключительное слово педагога, проводившего семинар;

– оценочные суждения преподавателей.

Одна из главных дидактических задач преподавателя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Процесс подготовки преподавателя к семинарскому занятию имеет ряд этапов:

– формулирование темы, дидактической цели;

– подбор методического обеспечения;

– определение конкретных вопросов, рекомендация приемов и методов работы с первоисточниками;

– выделение узловых вопросов, научная аргументация теоретических положений;

– организация выступлений студентов, рекомендации по культуре ведения дискуссий;

– оценка работы по кредитно-модульной системе

По своей структуре семинар начинается со вступительного слова преподавателя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом преподавателя. Учитывая непродолжительное время, отводимое учебным планом на проведение семинаров (1 час 20 минут – 2 часа), следует определять длительность вступительного и заключительного слова преподавателя.

Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы (до 15 человек) позволяет обеспечить активное участие в обсуждении проблемы всех присутствующих. Задача преподавателя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы.

По ходу обсуждения темы преподаватель может напомнить, что изучение теории должно быть связано с определением (выработкой) средств, путей применения теоретических положений в практической деятельности, например, при выполнении функций государственного служащего. В то же время важно не свести обсуждение научной проблемы только к пересказу случаев из практики работы, к критике имеющих место недостатков. Преподаватель не должен допускать выступления «общего порядка», не связанные с обсуждаемой на семинаре темой. Эти действия преподавателя имеют важное значение: учат дисциплине ума, умению выступать по существу, мыслить логически, выделяя главное, критически оценивая предыдущие выступления участников семинара.

В процессе проведения семинара преподаватель и обучающиеся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру пособия (от доски с мелом до самых современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический, материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения.

Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций.

Заключительное слово преподавателя зависит от уровня проведения семинара, подготовленности и активности его участников. Оно может быть фрагментарным, указывающим на слабо усвоенные стороны обсуждаемой проблемы, или логически кратко воспроизводящим все важнейшие вопросы темы. Последнее следует использовать в том случае, если у преподавателя сложится впечатление, что обучающиеся не представляют отдельные разделы темы как взаимосвязанные составные части единой проблемы. Важно отметить, по результатам работы семинара, что хорош о усвоено, а над чем следует дополнительно поработать.

В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.).

Эффективность семинарского занятия зависит также и от умения преподавателя обеспечить логическое развитие обсуждения проблемы, вовлечения всех обучающихся в процесс активного обсуждения темы. При этом многое зависит от учета преподавателем состава участников семинара, уровня их подготовки в области данной науки, их интересов. Решающим условием результативности семинара является самостоятельная работа обучающихся, полнота их подготовки к занятию, степень изучения не только лекционного материала, но и рекомендованной учебной и научной литературы.

Во время оценивания качества семинарского занятия, а также в ходе подготовки к нему необходимо использовать следующие критерии:

целенаправленность: выдвижение проблемы, попытки соединить теоретический материал с его практическим использованием в будущей профессиональной деятельности;

планирование: выделение основных вопросов, связанных с профильными дисциплинами; наличие новинок в списке литературы;

организация семинара: умение организовать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем; поведение самого преподавателя;

стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, с дискуссией или скучный, вялый, не вызывающий интереса;

отношение преподавателя к студентам: уважительное, уравновешенное, в меру требовательное или равнодушное, попустительское;

отношение студентов к преподавателю: уважительное или равнодушное, критическое;

▪ управление группой, контакт с группой, уверенность, свободное общение, целесообразность требований, обоснованность замечаний, вовлечение в работу всех студентов; эмоциональная окрашенность и тон речи;

комментарии и итоги преподавателя: квалифицированные, доказательные или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержащие теоретических обобщений;

записи студентов: делают систематически, иногда записывают, не ведут конспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: