1. По порядку принятия конституции делятся на:
- октроированные – дарованные сверху главой государства – монархом;
- принятые легитимным способом – парламентом, учредительным собранием или на референдуме.
2. По порядку изменения различают:
- гибкие конституции – изменяются в обычном законодательном порядке;
- жесткие конституции – предусматривают различные способы более сложного изменения: требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к конституции; утверждение поправок субъектами Федерации и др.
3. По степени соответствия конституции реально существующим общественным отношениям:
- юридическая конституция – это совокупность правовых норм, регулирующих соответствующий круг общественных отношений;
- фактическая конституция – это реально существующие общественные отношения.
4. По форме правления конституции делятся на:
- монархические;
- республиканские.
5. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима:
|
|
- демократические;
- авторитарные;
- тоталитарные.
6. По форме государственно-территориального устройства:
- федеративные;
- унитарные.
7. По способу организации конституционных норм:
- писаные;
- неписаные.
8. По времени действия:
- временные – характерные для переходных периодов;
- постоянные.
Особенности, позволяющие рассматривать конституцию в качестве основного закона государства – это юридические свойства конституции. К ним относятся:
- учредительный характер конституции - заключается в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности;
- легитимность конституции – состоит в том, что она принимается народом или от имени народа;
- верховенство конституции – означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих не территории России;
- прямое действие конституции – означает, что нормы конституции являются непосредственно действующими, не требующими в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм;
- реальность – соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям;
- юридическая база текущего законодательства. Данное свойство конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права;
- программность конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы и нормы-цели определяют основные направления. цели и задачи дальнейшего развития общества и государства;
|
|
- стабильность конституции – зависит от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене в момент принятия конституции, от политической и правовой культуры граждан и многих других факторов.
3.2. Институт основ конституционного строя
Система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву называется конституционным строем.
Конституционный строй закрепляется системой правовых норм, различными отраслями российского права.
Основы конституционного строя регламентируются конституционным правом, закрепляющим основополагающие принципы государственного устройства, его существенные характеристики и отношения с человеком и обществом.
Положения конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия – это форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Демократическое государство определяется рядом признаков:
- единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
- высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы;
- власть формируется и осуществляется в соответствии с волей народа, т.е. она легитимна;
- государственная власть осуществляется и формируется с помощью демократических процедур;
- присвоение власти запрещается и преследуется по закону.
С принципом демократического государства тесно связны и такие принципы как разделение властей, идеологическое и политическое многообразие.
Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является суверенным государством.
Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти на всей территории, а также в международных отношениях.
Суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, с другой стороны – нахождением Российской Федерации в различных международных организациях. Ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям (такую передачу предусматривает ст. 79 Конституции РФ).
Государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту – государству, на него не влияет федеративное устройство России, субъекты РФ не обладают суверенитетом.
Статья 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:
- Российская Федерация – провозглашенная, т.е. конституционно-правовая федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
- субъекты Российской Федерации равноправны. Однако оно является формальным. Во 2-й части ст. 5 Конституции РФ республики называются государствами, и им предоставляется право иметь конституции, в отличие от республик иные субъекты могут принимать уставы. Кроме того, формальность равноправия субъектов федерации заключается в том, что реальное разделение полномочий между федерацией и ее субъектами происходит не только на основе Конституции РФ (ст. 71-73) и многостороннего Федеративного договора, но и н основе двусторонних договоров, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;
|
|
- принципом федеративного устройства государства является принцип государственной целостности, при котором субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации. Данный принцип находит свое выражение в едином государственном правовом и экономическом пространстве и едином гражданстве;
- принцип единства системы государственной власти означает, что система государственной власти в РФ строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Все субъекты государственной власти должны проводить общую государственную политику;
- механизмом реализации федеративного устройства государства является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации. Конституция РФ в ст. 71, 72 перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, ст. 73 Конституции РФ гласит, что в рамках, не указанных в Конституции РФ, предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти;
- принципом федеративного устройства является принцип равноправия и самоопределения народов, который означает право населения субъектов РФ осуществлять государственную власть на соответствующей территории, но не означает права выхода субъектов из Российской Федерации.
Правовое государство – способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.
Принято выделять основные принципы правового государства:
1. Господство права. Выражается в следующих моментах:
- единство права и закона (устанавливается в ст. 18 Конституции РФ);
- верховенство конституции, ее прямое действие (ст. 15 Конституции РФ);
|
|
- соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов (ст. 15, ч. 3 Конституции РФ);
- соблюдение иерархии источников права.
2. Обеспечение прав и свобод человека.
3. Разделение властей.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет принцип социального государства, который состоит в том, что государство стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов, сглаживанию имеющегося в обществе социального расслоения.
Целью социального государства является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Содержание светского государства характеризуется следующими принципами:
- отделение церкви от государства;
- отделение школы от церкви;
- невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной;
- равенство религиозных объединений перед законом.
Республиканская форма правления. Форма правления выражает способ организации государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.
Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству называется монархией.
Форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными, избираемыми на определенный срок лицами, несущими ответственность перед народом (избирателями) называется республикой.
Существуют 2 основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.
Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:
- ст. 11 Конституции РФ гласит: верховную государственную власть в России осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ;
- высшие органы государственной власти являются выборными, получение полномочий по наследству или иным недемократическим порядком невозможно. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;
- Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;
- Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия. Вотум недоверия не влечет никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Чтобы отправить Правительство РФ в отставку вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.