В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права и свободы гражданина

2. По форме осуществления конституционных прав и свобод выделяются конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке.

3. Права и свободы можно классифицировать на основные (например, право участвовать в управлении делами государства) и составляющие (например, избирательное право).

4. По времени закрепления в конституциях права и свободы классифицируются на следующие поколения:

- гражданские и политические права;

- социально-экономические права;

- экологические права;

- права в сфере информации.

5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято классифицировать на:

- абсолютные – не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах;

- относительные.

6. Наиболее распространенная классификация прав и свобод:

- личные;

- политические;

- экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы – в общей системе конституционных прав и свобод им отводится особая роль, они открывают гл. II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или уничтожающего человеческое достоинство обращения.

Они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную жизнь.

С их помощью гарантируется индивидуальная свобода.

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми, они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Конституция РФ относит к личным правам право на жизнь (ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), свободу мысли и слова (ст. 29), свободу совести, свободу вероисповедания (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 25) и другие.

Политические права и свободы – напрямую зависят от принадлежности человека к гражданству данного государства, т.к. их реализация напрямую связана с осуществлением государственной власти в государстве.

Конституция РФ относит к числу политических прав и свобод:

- право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32);

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

- право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

- право на объединение (ст. 30).

Социально-экономические и культурные права и свободы, их реализация связана с созданием материальной основы жизни общества с обеспечением достойной жизни. Конституция РФ относит к ним:

- право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34);

- право частной собственности (ст. 8, 9, 35, 36);

- права и свободы человека в сфере труда (ст. 37);

- право на социальное обеспечение (ст. 7, 39);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

- право на образование (ст. 43);

- свобода интеллектуального творчества и преподавания (ч.1 ст. 44);

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44).

Основы правового статуса человека и гражданина определяются не только правами и свободами, но и юридическими обязанностями. К ним относятся:

- ст. 15 Конституции РФ – обязанность соблюдать Конституцию РФ и другие законы;

- ст. 59 – долг и обязанность гражданина РФ – защита Отечества;

- ст. 58 – обязанность охранять окружающую природную среду;

- ст. 57 – обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

- ч.3 ст. 43 – обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования;

- ч.1, 2, 3 ст. 38 – обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

3.4. Институт федеративного устройства

Государственное устройство – это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное и федеративное государства. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация – это форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства – это переходные от унитарного государства к федерации или наоборот.

Федерация характеризуется следующими признаками:

- это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных единиц;

- в ней формируются два уровня территориальной организация государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

- субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

- разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

- к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах, которые обеспечивают существование и целостность единого государства.

Существует несколько моделей федерализма:

- конституционно-правовая федерация – создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции;

- договорно-правовая федерация – создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации.

Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу или и по первому и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (федерация обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями, это, в основном, конституционно-правовые федерации) и децентрализованные (федеральные органы решают только те вопросы, которые не в состоянии решить субъекты федерации).

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию, как федеративное государство, а ст. 5, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Конституция РФ ст. 5 определяет основополагающие принципы российского федерализма:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- провозглашение равноправия субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов в РФ;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации как федеративного государства определяется Конституцией РФ. Он определяется следующими основными моментам:

1) Российская Федерация – суверенное государство;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет;

3) государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык;

4) единое гражданство;

5) наличие высших органов государственной власти;

6) единая Конституция и правовая система;

7) единое экономическое пространство;

8) государственные символы Российской Федерации;

9) право участия в межгосударственных объединениях.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими моментами:

- Республики имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и свое законодательство (ст. 5 Конституции РФ);

- каждый субъект Российской Федерации имеют свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации, государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

- субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти, которая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ);

- каждый субъект Российской Федерации вправе иметь свою символику.

Конституция РФ устанавливает разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Предметы исключительного ведения Российской Федерации закреплены в ст. 71 Конституции РФ, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ – ст. 72 Конституции РФ, ст. 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

3.5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей.

Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ – глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с Парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы судебной власти включают в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти – законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную Избирательную Комиссию РФ, Центральный Банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам референдума 17 марта 1991г. Статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991г. «О Президенте РСФСР». 12 июня 1991г. всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин.

С принятия 12 декабря 1993г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется гл. 4 Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Он включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочия Президента РФ.

Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

- ценз гражданства (должен быть гражданином РФ);

- ценз оседлости (не менее 10 лет);

- возрастной ценз (не менее 35 лет).

Президент РФ избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-х сроков подряд.

Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент РФ, в установленном Конституцией РФ порядке, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях, которые представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей. Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

1. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью и, хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

- Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

- по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ;

- Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: