Общие выводы. Готическая миниатюра разрабатывает ансамбль рукописной страницы как единую художественную систему, подчиненную иерархическому принципу

Готическая миниатюра разрабатывает ансамбль рукописной страницы как единую художественную систему, подчиненную иерархическому принципу. Различаются средник, включающий текст, и маргиналии – поля (периферийная зона). В роли соединительного звена этих зон выступает историзованный инициал, элементы которого могут проникать в разные сферы. Если романская миниатюра концентрировалась на создании замкнутых композиций альбомного типа, то готическая книга оттачивает многочисленные приемы, связанные с мелкими составляющими графического убранства. В числе них можно назвать декоративные отточия и росчерки в каллиграфии; полихромные, орнаментальные и историзованные инициалы; орнаменты на полях, включающие забавные фигурки – дроллери. Последний прием был особенно убедительно реализован в творчестве парижского миниатюриста Жана Пюсселя.

Рукописи готики могут принимать камерный характер. Особое распространение получают книги с иллюстрациями из Ветхого Завета, допускающими занимательную повествовательность, Псалтири и Часословы. Последние – молитвенники для частного использования – могли включать Календарь и соответствующие ему Евангельские чтения, Часы, покаянные Псалмы, тексты заупокойной службы. В эпоху поздней, так называемой интернациональной готики, для которой характерна особая декоративность и аристократичность стиля, утрата монументального чувства, соединение натурализма и мистицизма, особое значение приобретает продукция скрипториев долины Луары, где выделяются искусно выполненные Часословы, отличающиеся единством стилистического решения.

Для космополитической готики характерно также слияние различных национальных школ. Выделяются, в частности, придворные школы Бургундских герцогов (франко-фламандская) и папской резиденции в Авиньоне (франко-итальянская). К первой можно отнести творчество братьев Лимбургов – придворных художников герцога Беррийского – и Симона Мармиона –иллюстратора «Больших Французских Хроник». Вторая косвенно проявляется в творчестве Симоне Мартини и мастеров его круга.

Антонио Пизанелло – ломбардский художник раннего Возрождения сформировался под влиянием мастеров интернациональной готики. Богатое графическое наследие мастера, о котором дает представление кодекс Валларди в Лувре, включает серию оригинальных натурных рисунков, которые, отчасти сохраняя связь с традиционной «книгой образцов»средневекового художника, являют новый этап развития рисунка как самостоятельного жанра.


Рисунок и гравюра в эпоху Возрождения

Термин «Ренессанс», применяемый к изобразительному искусству XV–XVI вв., несет в себе идею возрождения, прежде всего античного наследия. В этом значении данное слово употребляется по отношению к искусству Византии («македонское возрождение»), раннего средневековья в Европе («каролингское возрождение») и т. д.

Итальянский Ренессанс изначально формировался из трех основных составляющих: традиций античности и средневековья в сочетании с исследованием природы. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции. Наследие европейской готики, тесно связанное в Италии с перечисленными стилистическими направлениями, органично вплетается в уникальный ренессансный синтез, возникший в процессе становления искусства Возрождения.

При этом подлинный синтез между античным и средневековым христианским искусством в контексте натурного видения достигается не сразу. В эпоху раннего Возрождения античное, воспринятое как эталон, находило подражателей, высшей похвалой для которых было уподобление античным ваятелям. Например, о Лоренцо Гиберти – авторе рельефов флорентийского баптистерия – говорили, что своим мастерством «он превзошел Поликлета».

Высокое Возрождение раскрывает несколько путей к достижению ренессансного синтеза. Одним из этих путей является отказ от опыта античности в пользу изучения натуры и подчинение этого исследования задачам христианского искусства, не чуждого традиционных канонов (Леонардо да Винчи). Другой путь связан с творчеством Рафаэля Санти, который достигает гармоничного соединения античной иконографии и пластического мышления с натурным рисованием в рамках христианского канонического изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: