Графическое наследие Леонардо да Винчи

Величайший художник и исследователь Высокого Возрождения Леонардо да Винчи оставил обширное графическое наследие в силу склада своего характера и особенностей художественного гения.

Поскольку художник, работая крайне медленно, не всегда заканчивал свои произведения, до нас дошло немало картонов его незавершенных картин, которые можно рассматривать как самостоятельные графические работы. Подготовительные картоны к его композициям отличаются отточенностью и совершенством, так как они служили предварительным этапом в трудоемкой технике многослойного письма («Поклонение волхвов» 1481–1482 гг., «Св. семейство со святой Анной» 1501–1502 гг. и др.). Многослойная живопись, позволяющая работать тонкими лессировками, просвечивающими одна сквозь другую, обеспечивала особый эффект «сфумато», передающий свето-воздушную среду. Тоновой подготовительный рисунок, выполненный сепией на розовом или сером грунте, составлял конструктивную и объемно-пространственную основу будущей картины и был виден сквозь живописные слои, наносимые особыми шелковыми кистями. На этапе подмалевка решались, практически, все художественные задачи произведения, среди которых мастер отводил главное место светотени и пространству. Он писал: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». Эти слова показывают, что даже в живописи Леонардо да Винчи мыслил как рисовальщик.

Второй причиной появления большого количества графических работ было то, что художник проявил себя не столько мастером образа, сколько автором концепций.

Образная палитра Леонардо не так богата, поскольку художник зачастую многократно эксплуатирует одни и те же однажды найденные приемы по примеру средневековых мастеров. Он, например, разрабатывает для своих композиций несколько универсальных портретных типов, сводимых к одному: образу идеального человека – некой универсальной сверхиндивидуальной личности, которая одновременно является и тайной, и откровением для зрителя. Таинственность леонардовской сверх-личности заключена в обладании знанием о сущности вещей, которое достигается этой идеальной личностью зачастую вне Божественного откровения. Открытость образов Леонардо состоит в их узнаваемости, репродукционной повторяемости, постоянстве эмоциональных характеристик.

Леонардо да Винчи необыкновенно ярко проявляет себя именно как мастер замысла, причем как технического, так и связанного с живописью и естествознанием. Беглый рисунок в записной книжке соответствовал быстроте мысли художника. Многие изображения такого типа лишены пафоса потенциального воплощения, они остаются на бумаге как ренессансные утопии, как идеи, существующие ради самих идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: