Этот вид транспорта возник еще в XIX веке, но наиболее бурный его рост, технические преобразования и перемены в его роли относятся к ХХ веку.
В целом во всем мире общая протяженность железных дорог составила (тыс. км): в 1860 г. – 107 (в т.ч. в Европе – 52); 1900 г. – 803 (282 – в Европе). В дальнейшем продолжается быстрое создание инфраструктуры – путевого хозяйства и строительство подвижного состава. Железнодорожный транспорт превращается в главный вид наземного транспорта и доминирует на суше до середины ХХ века, после чего положение начинает меняться.
Протяженность железных дорог в мире к 1940 г. достигла 1,3 млн. км, а в 2000 г. она снизилась до 900 тыс. км.
Быстрый рост в 50-70-х гг. объема работы, выполняемой железными дорогами, произошел из-за увеличения расстояний перевозки и благодаря качественным улучшениям транспортной инфраструктуры. Увеличивалась пропускная и провозная способность дорог, повышалась скорость движения поездов, механизировались трудоемкие погрузочно-разгрузочные операции и т.д.
Потеря железными дорогами своих позиций в пользу автомобильного транспорта, который во второй половине ХХ века принял на себя основные перевозки грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, в то время как авиация стала обслуживать большую часть транспортировок пассажиров, ценных грузов и срочной почты на дальние расстояния, обычно объясняется экономическими причинами (снижением цен).
Есть и другая причина. В условиях чрезвычайно быстрого хозяйственного развития в ХХ веке, которое сопровождалось переменами в географии, объемах и структуре грузо- и пассажиропотоков, автомобили смогли предложить более адекватные услуги. Сама сеть железных дорог с их обширным обеспечением жестко и постоянно зафиксирована на определяющих (магистральных) направлениях и весьма ограничена в возможностях их изменения. Лишь к началу XXI века железные дороги стали включаться в совместные транспортные структуры с автомобильным и другими видами транспорта.
Несмотря на мощную конкуренцию с автотранспортом, железные дороги сохраняют определенные преимущества. Среди них:
· высокая пропускная способность железных дорог;
· относительная независимость от погодных условий;
· более низкая по сравнению с другими видами транспорта (кроме трубопроводного) себестоимость перевозок.






