Шесть интервенций

"Терапевт" использует нулевую позицию с тем, что может в течение десяти минут шесть раз (и только шесть!) использовать те или иные формы интервенции. Это эффективная переходная позиция. Принятые ограничения освобождают терапевта от необходимости реагировать, но вместе с тем обязывают слушать с мыслью об определенном числе интервенций, что не позволяет слишком удаляться от содержания высказываний пациента. Прошедшие эту тренировку отмечают, что данная учебная процедура способствует особо тщательному отношению к качеству интервенции: ограниченно их количество заставляет задавать себе вопросы: "Необходимо ли это замечание? Самое ли это лучшее из того, что я могу сказать? Подходящий ли это момент для реплики?" и т. п.

2 А. Шесть вопросов

В этом варианте упражнения шесть интервенций должны иметь форму вопросов. В процессе обучения "терапевт" учится отличать вопросы, определяемые его собственными интересами от тех, которые органично вытекают из хода и манеры изложения, принятых пациентом.

2Б. Шесть утверждений

Этот вариант упражнения дает право терапевту на произнесение шести утвердительных предложений в течение десяти минут. Используя попеременно варианты А и Б, участники занятий могут ознакомиться с различными реакциями "пациента" на утверждения и вопросы "терапевта". Становятся также понятными различия эффектов "ознакомительных" утверждений в первом лице (см. позицию 6Б) и "толковательных" утверждений, т. е. спекуляций на тему внутреннего состояния пациента.

Мы рассмотрели лишь некоторые из вспомогательных позиций. Почти каждый важный для обучения терапевта вопрос можно переложить в терминах позиций терапевтического выслушивания таким образом, что обучение будет протекать в поведенческом плане, что удачно дополняет теоретическое основание. Применяя те или иные позиции, обучающийся получает возможность сам делать открытия, которые затем будут закреплены на теоретических занятиях.

Дискуссия

Главной целью использования рассмотренных 12-ти позиций есть учебное исследование того, как влияют на процесс коммуникации различные установки слушателя-терапевта. Эти эффекты весьма многообразны и чем большим количеством позиций владеет терапевт, тем эффективнее он может исполнять роль слушателя.

Обычно мы имеем дело с учебной группой. Это могут быть "здоровые" пациенты, профессионалы-терапевты или просто люди, желающие расширить свои коммуникативные возможности. Участники группы попеременно выступают в роли то терапевта (слушающего), то пациента (говорящего). Последний может использовать реальные факты и обстоятельства своей жизни или играть чью-то роль. С этого занятия начинаются, но затем практически все участники группы приходят к обсуждению тем, которые их лично интересуют или составляют для них проблему. Многие высказываются в том смысле, что группа приносит им пользу, выходящую далеко за пределы приобретения или повышения квалификации.

Общий аспект тренировок - умышленное сужение возможных реакций в ситуации, когда отрабатывается одна и только одна позиция. Обучаясь всему сразу, мы не обучаемся Опыт показывает, что последовательная концентрация на отдельных приемах дает лучшие учебные результаты.

Иногда можно услышать упрек, что рассмотрение позиции -это нечто "механическое", неспонтанное. Я считаю, что в каждой ситуации слушания мы имеем дело с той или иной позицией, а все они когда-то были предметом обучения. Дело лишь в том, насколько обучение позициям и их использование было сознательным. "Естественной" позиции слушания не существует: каждая культура или субкультура осваивает определенный набор возможностей и представляет его как естественный. Цель, которую мы ставим в процессе обучения, сводится к плавному и уверенному владению максимально широким набором приемов, позволяющих реализовать каждую интенцию в любой ситуации.

Я ни в коей мере не утверждаю, что составленный мною список позиций полон. Существуют и другие, значительно отличающиеся от рассмотренных. В качестве примера можно упомянуть хотя бы три: понимание, катарсис, конфронтация. Я сосредоточился на менее известных позициях, которые кажутся мне ценными для обучения и профессионального использования. Первые четыре я выбрал по причине их ценности и "атеоретичности". Их можно применять, не чувствуя себя связанным какими-либо теоретическими положениями. Это в особенности относится к позициям 0 и 1: они находят применение в контексте каждой "теологии". Позиции 2 и 3 уже заключают в себе некоторые реакции на содержание высказываний и оттого к одним теориям приложимы лучше, чем к другим. Тем не менее первые четыре позиции можно применять почти механически, позволяя теории исчезать из поля зрения.

Позиция 4 занимает промежуточное положение. Ее можно использовать едва ли не механически, но освоить её легче при некоторой доле теории и демонстрации. Наконец, позиции 5, 6 и 7 требуют принятия определенных принципов и предварительной тренировки и демонстрации.

Мы обсудили потенциальные позитивные эффекты каждой из позиций. Однако каждая из них может дать и негативный результат при неадекватном использовании. Нулевую позицию "терапевты" - участники учебной группы воспринимают как "холодную" и требующую "каменного выражения лица" в большей мере, чем спокойствия; тоща как "пациенты" не выносят такого впечатления. Слушатель может так концентрироваться на "правильном" ее исполнении, что это сказывается на его способности слушать.

Позиция 1 несет в себе риск, что "пациент" расценит коммуникацию как свою неудачу. Сообщение "терапевта" по обратной связи: ''Это до меня не дошло" часто воспринимается как оценка (осуждение), а не как информация.

Подобная опасность сопутствует позиции 2, хотя и в меньшей мер. Слушатель здесь может так увлечься отработкой позиции, что перестанет слушать.

Позиция 3 реализуется между двумя крайностями одинаково отрицательно свойства: механической перифразой столь дословной, что становится бесполезной и избыточной интерпретацией, в которую терапевт вплетает слишком много своего, утрачивая контакт с реальным миром пациента.

Позиция 4 относительно безопасна. Терапевт выбирает момент интервенции на основе собственных побуждений, а пациент продолжает концентрироваться на том, что для него важно. В этой позиции терапевт может стать слишком "активным", что отвлекает пациента.

В позиции 5 может создать впечатление излишней аналитичности и оценочности.

В позиции 6А терапевт рискует отнять слишком много времени собственными "россказнями".

Позиция 6Б таит в себе опасность того, что терапевт излишне сконцентрируется на себе. Ему легко будет счесть свои реакции следствием поведения пациента.

В позиции 7 терапевт легко впадает в грех чрезмерной аналитичности и насаждения собственных ценностей в рамках интервенции.

Реплики, высказываемые терапевтом в позиции 8, могут выродиться в неосторожное рационализирование, поддерживающее и даже фиксирующее актуальное поведение пациента, вместо продуманной модификации его системы соотнесения.

Послесловие: четыре рода свободы в терапевтических беседах

Рассмотренная система позиций слушания постепенно складывалась в течение последних десяти лет. Отдельные позиции меняли свое значение и "вес". Постепенно, не благодаря использованию какой-то одной из них, но благодаря применению их всех и благодаря самому понятию "позиция," я стал замечать, что я меняюсь как коммуникатор. Студенты, широко использовавшие те же методы, делали наблюдения, подобные моим.

Мало-помалу пришло осознание существа происходящих перемен: я и мои студенты освобождались от приписывания особого значения четырем аспектам, которые принято считать основополагающими для терапевтической беседы. По довольно случайной литературной ассоциации я условно обозначаю это "четырьмя родами свободы". Ниже представлен их краткий обзор.

1. Свобода от понимания

Когда беседа протекает в нулевой или анонимной позиции, довольно часто наступали долгие периоды молчания, в течение которых пациент очевидным образом "боролся" с обсуждаемым материалом. Нередко бывало, что когда он вновь начинал говорить, мне не хватало некоторых звеньев его рассуждений (прошедших в молчании) для понимания того, как он дошел до этого пункта. Поскольку принятая позиция не позволяла задавать вопросы, мне не оставалось ничего иного, как смириться со своим непониманием. Постепенно мне стало ясно, что оно вообще не имеет никакого значения. Пациент сам доходил до способа рассмотрения проблемы, приносящего ему облегчение или пользу. Я осознал, что мои вопросы, ставящие себе целью мое (и только мое) понимание, только отвлекли бы пациента от его хода мыслей. Я даже начал подозревать, что и понимание своей ситуации пациентом вовсе не обязательно обусловливает благоприятные в нем перемены, а уж мое понимание - и подавно!

2. Свобода от содержания

Во время одного из занятий пациент испытывал столь сильное чувство вины, что не был в состоянии обсуждать ее причины. Я предложил ему говорить о своих чувствах, действиях, мыслях, группирующихся вокруг чувства вины без упоминания о поступке или помысле, ставшем источником его эмоционального переживания. Это оказалось не только не трудным для выполнения, но и продуктивным. Скоро выяснилось, что процесс, который я назвал "управление образом", позволяет держать чувство вины "на поводке" и пациент может свободно дозировать его, если хочет или готов приблизиться к болезненной точке. Во мне созрело убеждение, что существует только несколько фундаментальных тем и говорить о них можно, не вникая в конкретнее содержание. То, что можно назвать структурой переживаемого, почти не зависит от его содержания и заниматься этой структурой - это все, что в действительности необходимо. Более того, я убедился, что включение содержания переживаемого в терапевтический процесс есть явление в общем нежелательное.

Оно отвлекает от главного и создает опасность, что с обсуждаемым содержанием будут смешаны реакции на него самого терапевта. Хотя я и не ввожу запретов на обсуждение частных содержательных аспектов проблемы, но настраиваю пациента на то, чтобы это делалось лишь в случаях действительной необходимости. И довольно часто бывает, что такой необходимости не появляется.

3. Свобода от личности

Нередко случается, что участники учебно-терапевтических групп, исполняющие роль пациентов, достигают существенного прогресса в своих жизненных проблемах, работая в паре с другими участниками, которых они совсем не знают и с которыми не имеют возможности познакомиться во время занятий. Это особенно ясно видно на примере анонимной позиции, где "пациент" знает только то, что его "терапевтом" является кто-то из участников группы. Хотя дружеское отношение, забота, душевное тепло могут быть важным моментом во многих терапевтических ситуациях, они ни в коем случае не являются основополагающим моментом. Личность терапевта, его индивидуальность искушает его заняться решением проблем пациента, к тому же так, как ему (терапевту) кажется правильным. Истинное слушание происходит вне пределов личности: скорее на экзистенциальном уровне, чем на уровне поверхностного "эго".

4. Свобода от отношений

По сути это представляет собой продолжение и расширение соображений, высказанных в пункте 3. Доверие к терапевту - вещь, конечно, приятная, но не необходимая. "Контакт" мы часто путаем с хорошим самочувствием в чьем-либо обществе. В действительности контакт означает лишь то, что коммуникационный канал, связывающий двух человек, достаточно открыт. То, что принято называть "установлением добрых отношений" может быть иногда необходимо, но нередко представляет собой трудоемкий процесс производства необязательной роскоши, а то и способ ухода от работы над проблемой. Хорошая, эффективная работа, требующая взаимодействия, в любой области человеческой деятельности может протекать при некотором минимальном (остальное - избыток) уровне взаимного доверия и акцептации. Не считаю психотерапию исключением. Излишнее внимание "теплым, душевным отношениям" может создавать преграды для эффективного терапевтического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: