В развитии информационных технологий выделяют три этапа:
· создание ЭВМ (первая появилась в середине 40-х гг.);
· создание компьютеров, работающих на микропроцессорах;
· развитие мобильной связи.
В начале 60-х годов появился термин «информационное общество». В научный оборот его ввели независимо друг от друга Ф. Махлуп (США) и Т. Умесао (Япония). Под информационным понимается общество, в котором производство информационного продукта выходит на первый план по сравнению с производством материальных благ.
Сущность и особенности информационного общества наиболее адекватно отражены в концепции социальных сетей, разработанной в конце ХХ века С. Берковицем, С. Вассерманом, Б. Веллманом. Социальные структуры представляют собой сети, т.е. совокупность узлов (или участников социальной системы) и связывающих звеньев, обеспечивающих их взаимодействие.
Через сетевые структуры информационные технологии оказывают значительное воздействие на конъюнктуру как в мировом, так и в национальном хозяйствах. Именно глобальные сетевые структуры, преобразуя способы использования информации, приобретают ведущую роль в обществе. При этом они вытесняют традиционные формы отношений. Формируется новое индустриальное пространство, в котором отдельные производственные процессы выполняются на разных, иногда весьма отдаленных в пространстве предприятиях, а их функциональное единство обеспечивается с помощью современных коммуникационных технологий. Таким образом, современные средства коммуникации способствуют использованию сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера.
|
|
Телекоммуникационные сети являются основой инфраструктуры современной экономической системы, предпосылкой преобразования индустриальной экономики в информационную.
Информация – специфичный производственный ресурс. Вместе с тем ей присущи свойства общественных благ, ею могут обладать одновременно многие. С экономической точки зрения важен тот факт, что обладание информацией одним индивидом не отменяет обладания ею другим. Информация независима, может находиться одновременно в разных местах и беспрепятственно использоваться. Купленная информация остается также и в собственности продавца: привычного отчуждения блага не происходит.
Специфичность информационного ресурса состоит также в том, что, пока он не использован, сложно определить его ценность. Отсюда проблемы с ценообразованием при заключении торговых сделок.
В результате конкуренции и быстро набирающей темпы информационной революции резко снижаются цены на товары и услуги, связанные с информационными технологиями. По расчетам американских исследователей, в течение жизни одного поколения в 70-90-е гг. цена компьютеров снизилась более чем в 10 тысяч раз или ежегодно в среднем на 30-40% (с. 48 Малинин).
|
|
В общественном производстве с его разделением труда, специализацией и кооперированием в первую очередь и соответственно наиболее высокими темпами развиваются средства коммуникации. Но следует уточнить, это происходит, когда производство переходит на новый технологический уклад. Именно в этот период возникает множество новых хозяйствующих субъектов, резко возрастает потребность в средствах связи.
В результате снижения стоимости средств коммуникации до приемлемого уровня начинается их массовое производство и потребление. Информационный ресурс характеризуется огромной скоростью развития: так, на рубеже 20 и 21 веков человечество располагало миллиардом обычных и 500 млн. мобильных телефонов. Ежегодно количество мобильных телефонов на планете увеличивается на 9-10%.
Число пользователей сетью Интернет увеличилось с почти 3 млн. в 1993 г. До около 300 млн. в 2000 г. и 1 млрд. в 2005 г. Поток информационного обмена практически удваивается каждые 100 дней, рост в течение года составляет 700%. Одна из основных причин: трансакционные издержки в части пересылки информации и оформления заказов ниже в десятки, а в некоторых случаях и в сотни раз, чем при пользовании иными средствами коммуникации.