Проблема человека и космоса в философии греческого эллинизма

Эллинизм, охватывающий период от А.Македонского и до падения Римской империи, определяет характер развития философской этики в тот период. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода, происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Ф. сосредотачивалась на субъективном мире человека.

Примерно во времена Македонского были основаны 4 философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Преимущественным успехом в эллинистическом мире пользовались возникшие на рубеже 4 и 3 вв. до н. э. учения стоиков и Эпикура, вобравшие в себя осн. черты мировоззрения новой эпохи.

В период эллинизма идет процесс отчуждения человека от гос-ва. Нарушение общинных связей, переселение, широкое общение друг с другом представителей разных народностей определили появление идеологии космополитизма.

На исходе эллинизма возник неоплатонизм и стал философским мостом от античности к средним векам.

Во второй половине 4 в. до н. э. резко усиливается Македония. В 338 г. до н. э. македонская армия разгромила войско греческих полисов. Александр после прихода к власти в 336 г. до н. э. продолжил завоевательные походы, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец.

После создания империи греч. культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греч. культуры на всей территории державы А.Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с вост. культурами. Именно этот синтез греч. и вост. культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греч. системы образования.
Хронологически эллинизм охватывает истор. период от смерти Македонского в 323 г. до н. э. и до 31 г. до н. э.- присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течении которого греч. культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

Осн. черты: распад полисной системы и наступление эпохи империй, в результате чего индивид оказывается вырван из привычной и обозримой обстановки полиса и выброшен на необъятные имперские просторы. Эта смена обстановки заставит человека замкнуться в собственном внутр. мире и рассматривать внешнюю реальность как источник непредсказуемых и враждебных событий. Происходит углубление представлений о личности, развитие самостоятельности индивида.

Интерес к теории, к теоретич. выяснению картины мира, физике, космологии, астрономии повсеместно снижается. Философов теперь интересует больше вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Оживляется интерес и изменяется отношения к кинизму, в котором внутреннее разорванное общество "восполняет" соц. несвободу асоциальной свободой. Возникают философско-этические концепции, прежде всего, это скептицизм, стоицизм и этическая доктрина Эпикура. Родоначальник античного скептицизма Пирон считал философом того, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий, и кто желает достичь счастья, должен ответить на 3 вопроса:

1) из чего состоят вещи?

2) как должны мы относится к этим вещам?

3) какой результат, какую выгоду мы получим от такого к ним отношения?

Скептицизм вырос не на "пустом месте": в онтологии и гносеологии скептицизм опирается на релятивизм, а идея текучести, изменчивости чувственно воспринимаемого мира и невозможности однозначно зафиксировать его в понятийном мышлении присутствует у многих ранних греческих философов - эллатов, Гераклита, Демокрита, Протагора, представителей платоновской Академии.

Эпикур, создавший материалистическое учение, также понимал под Ф. деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований безмятежную жизнь. Главный раздел Ф. - этика, которой предшествует физика, которой, в свою очередь, предшествует 3 "часть" Ф. - каноника (знание критерия истины и правил ее познания).

Физич. картина мира, по Эпикуру, такова: Вселеннная состоит из тел и пространства, "то есть пустоты". Тела же представляют собой или соединения тел, или то, из чего образуются их соединения.

Этика Эпикура исходит из положения, что для человека первое и прирожденное благо есть удовольствие, понимаемое как отсутствие страдания, а не преимущественное состояние наслаждения. Именно посредством освобождения от них и достигается цель счастливой жизни - здоровье тела и отсутствие волнений, полная безмятежность духа. Страдания души Эпикур считал гораздо худшими в сравнении со страданьями тела.

Этика стоиков, которые опирались на учение Гераклита: мир целиком есть единое тело, живое и расчленное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием. Множеству атомов Эпикура они противопоставили учение о строжайшем единстве бытия, и вообще, на каждое положение в физике Эпикура можно в стоицизме найти контрположение. Наиболее полно эта противоположность проявилась в вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из "железных оков необходимости", то для стоицизма необходимость непреложна, и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно. Судьба "ведет" того, кто неразумно и безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководствуется разумом. Настроение, в котором он живет, есть смирение, покорность неотвратимому. Именно со стоицизмом связывается афоризм "Философия ест наука умирать". Но несмотря на такой явный пессимизм этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашия перед ударами судьбы, в то время как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на свою утонченность и "просвещенность".

Учения стоиков, Эпикура, скептиков, хотя и отражали некоторые общие черты мировоззрения своей эпохи, были рассчитаны на наиболее культурные и привилегированные круги. В отличие от них киники выступали перед толпой на улицах, площадях, в портах, доказывая неразумность существующих порядков и проповедуя бедность не только на словах, но и своим образом жизни. Наиболее известными из киников эллинистического времени были Кратет из Фив и Бион Борисфенит. Кратет, проповедовал умеренный кинизм и был известен своим человеколюбием. Он имел большое число учеников и последователей. Однако дальше критики богачей и правителей киники не пошли, достижение счастья они видели в отказе от потребностей и желаний, в «нищенской суме» и противопоставляли философа-нищего не только царям, но и «неразумной толпе». Этика киников провозглашала как высшую добродетель человека его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи.

Таким образом, в этике эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным соц. потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений, несмотря на значительные различия, они преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы. Эпикур определяет критерий счастья человека удовольствием, степенью свободы его от всевозможных страхов и независимостью от судьбы, то стоики не принимают такой свободы, т.к. судьба человека предопределена, поэтому ему лучше повиноваться, не противиться ей. И у стоиков, и у эпикурейцев на первом месте стоят вопросы, связанные с человеком и этикой. Скептики не приемлют взглядов ни Эпикура, ни стоиков: мир непознаваем вообще, - и предпочитают за лучшее воздерживаться от всяких суждений. Киники отказываются и от духовных, и матер. устремлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: