Философия в системе средневековой культуры. Особенности философской патристики и схоластики

Положение Ф. в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию 3 осн. позиций в оценке статуса и роли Ф.

1)в ранней христианской апологетике декларировалась несовместимость религиозной веры с противоречивым и отягощенным чувственностью человеческим разумом. Следствием данной максимы явилось открытое неприятие Ф. как наследницы античного рационализма.

2)в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религиозной догматики.

3)в поздней средневековой схоластике была предпринята попытка представить Ф. как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию.

Роль Ф. в конечном счете сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к интерпретации священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии. Подчиняясь авторитету теологии, Ф. не могла претендовать на познание божественных истин.

Формирование средневековой Ф. осуществлялось в процессе размежевания с античным рационализмом и борьбы против всевозможных ересей, поэтому первые христианские Ф. назывались апологетами. В соответствии с этим 1 период в развитии средневековой Ф. получил название апологетики (II – III вв. н. э.). Его знаменитые представители –Ориген, который впервые попытался построить на основе христ. идей целостную философскую систему, и Тертуллиан, подчеркивавший пропасть между верой и разумом, религией и Ф.

Период разработки «отцами церкви» основ христ. догматики называют патристикой (4– 8 в.). В патристике выделяют 2 направления: зап. патристику (Аврелий Августин) и вост. патристику (Василий Великий, Григорий Нисский). Развитие проблемного поля Ф. связано в этот период с разработкой теологии как учения о Боге и его атрибутах.Богопознание объявляется единственно достойной целью человеческого ума.

С 11 по 14 в. в европейской Ф. господствует схоластика. Характерно, что наука и Ф. основывались на христ. истинах, изложенных в догмах. Однако было высказано много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. Этапы развития схоластики: 1) Ранняя (9-12 вв.). 2) Средняя (13 в.). 3) Поздняя (14-15 вв.).

Крупнейшим представителем схоластики – Фома Аквинский. Считал, что в Ф. вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла». Подобное утверждение свидетельствовало о приближающемся духовном кризисе средневековья, о необходимости пересмотра отношений между Ф. и религией.

Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: