Особенности философии эпохи Ренессанса

Эпоха Ренессанса (14 – 16 вв.) была переломным этапом в культуре зап. цивилизации, повлекшим за собой ряд изменений в соц. и духовной жизни Европы. Философствование приобретает светский характер и претендует на абсолютную независимость от Церкви. В развитии Ф. Возрождения можно выделить три периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский.

Становление гуманизма было связано с творческой деятельностью таких мыслителей, как Петрарка, Бруни, Альберти и др. Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.

Во второй пол. 15 в. в развитии философской мысли ренессанса наступает период неоплатонизма. Для него характерно возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной. Наиболее значимую роль в развитии неоплатонических идей сыграли Фичино, Пико и др.

Развитие натурфилософии в Европе было связано с деятельностью Леонардо да Винчи, Кеплера, Коперника. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная модель природы. Основоположник экспериментального естествознания да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости. Благодаря астрономическим открытиям Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. Единство планетной системы стало ассоциироваться с математ. гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

Особ-сти. Человек рассматривался как совершенное единство духа, души и тела, центральное звено космоса, «мастер земного света».

Другой особенностью был натурфилософский пантеизм. В онтологических концепциях Ренессанса Бог понимался как переполненное благом бытие, которое не может существовать и мыслить без природы и тем более без человека. Вся природа одушевлялась, поскольку Мировая душа рассматривалась как объединяющее и всепроникающее начало космоса.

Общ.-полит. проблематика этого времени была связана со становлением идеалов свободы, равенства и братства. Особую роль в гуманистической Ф. играло понятие человеческой деятельности. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: