Особенности формационной и цивилизационной парадигм в философии истории

На сегодняшний день определились 2 методологических подхода к анализу историч. процесса. Один – формационный, другой – цивилизационный.

В рамках формац. выделяют 2 концепции – марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании детерминантого развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Теория постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общ.-истор. процесса провозглашает 3 типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
В основе формац. теории лежит линейное представление о развитии истории, согласно кот. история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему.

Цивилиз. подход = противоположность формационного, отрицает материально-производственную детерминацию общества.В настоящее время цивилизация рассматривается в 3 аспектах. В 1 аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во 2 цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и соц.-организац. инструментов, обеспечивающих людям достойную их соц.-эконом. организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В 3 аспекте цивилизация рассматривается как историч. ступень развития человечества, следующая за варварством.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. Главное отличие цивилиз. подхода – отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений.

Значительный вклад в развитие цивилиз. подхода внесли Шпенглер, Вебер, Тойнби. Этот подход базируется на определении преобладающего вида хоз. деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общ-ва. Здесь отсутствует абсолютизация соц.-эконом. законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технич., эконом., полит., религ. и др. соц.-культ. факторов в реальной деятельности людей.

БИЛЕТ №10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: