Сознание - сущностная хар-ка человека, связанная с его способностью к осмыслению внешней и внутр. действительности.
1.Субстанциальная традиция (Платон, Аристотель) – разум как наиболее значимое и универсальное свойство познания.
2. Функциональная модель (Т. Гоббс, Дж. Локк) – сознание как функция материальных систем.
3.Атрибутивная традиция. Сознание - свойство мозга отражать внешний мир в идеальных образах.
4.Экзистенциально-феноменологическая концепция (Жан Поль Сартр). Разрывать сознание и предметы внешнего мира нельзя.
4.Психоаналитическая. Характеристика человека
5.Соц.-культурная. Марксизм. Сознание определяется общ.-историч. факторами.
БИЛЕТ № 12
Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» в философии 17- 18 вв.
Эпоха Просвещения. 18 в.
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Макиавелли различал гос-во и общ-во. Суть: Все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основание - природа как царство порядка, закона и естественной справедливости, а человек - часть природы.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА.
1. Гоббс. Первоначальное состояние общества противоречиво (человек человеку волк). Неудовлетворение. Договор, создание государства для порядка в обществе. Люди передают гос-ву часть своих прав. (ЭТАТИЗМ, роль государства абсолютизируется)
2. Локк. В догосударственный период человек был наделен естественными правами, но они выполнялись не всеми. Для порядка - государство. Люди передают государству часть своих прав. Гос-во должно охранять порядок, но не вмешиваться в экономику, частную жизнь. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, интересы человека превыше всего)
3. Руссо. В догосударственный период человек был свободен. Были свобода, равенство, братство. Появляется частная собственность, богатые и бедные, исчезают свобода, равенство, братство. Гос-во - для того, чтобы восстановить утерянную свободу, равенство, братство. (КЛАССИЧЕСКИЙ ЭГАЛИТАРИЗМ).