Специфика природной и социальной реальности. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь

Важнейшей составной частью Ф. является системный анализ общества и истор. процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в Ф. проблемы отношения человека и мира.

Ф. была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-соц. осмысление общества и истор. процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить соц.необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Соц. реальность есть что-то такое, что можно увидеть, понять, изучить. Соц. реальность рассматривают как 2 группы соц. фактов: соц. структуры и соц. институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что соц. факты отличаются специфич. свойствами, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой человек вынужден их присваивать. При этом он выделяет факты морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества, и духовные, нематериальные факты – "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективные или общие сознания. Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках 2 научных течений: реализма и номинализма.

Итак, соц. реальность создается в процессе социальных взаимодействий

субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в

определенном ограниченном территориальном и временном (историческом)

пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их

ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении.

Следовательно, соц. реальность обладает и субъективными и объективными, материализованными показателями.

1)169-178.

2)242-244.

3)323-336.

4)389-401.

5)Ч.2 111-123.

6)200-268.

7)299-310.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: