Оптовые предприятия, их типы и функции

Оптовая торговля является важным звеном в системе товародвижения, так как обеспечивает необходимую интенсивность товарных потоков. Именно она способствует активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени.

В современном смысле слова оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.

Важное значение современной оптовой торговли заключается и в том, что именно она занимается поставкой товаров отечественного производства на внутренний рынок и заставляет наших производителей изменять структуру ассортимента и поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.

Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством.

Оптовая торговля оптовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями.

Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

Основными задачами оптовых предприятий являются:

- поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей, а при необходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях в соответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству;

- закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

- формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

- проведение маркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

- внедрение современных и прогрессивных методов оптовой торговли;

- информационное и консалтинговое обслуживание;

- обеспечение максимально возможной совокупной экономии за счет снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности. По организационно-правовой форме это могут быть товарищества, общества, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. По организационно-экономической форме - торговые дома, холдинговые компании, концерны, ассоциации, синдикаты, товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки.

Функции оптовой торговли можно разделить на две группы:

- по отношению к производителям и поставщикам;

- по отношению к оптовым покупателям.

В первую группу необходимо включить следующие функции:

- определение возникающих потребностей, спроса, заказов потребителей, т.е. формирование портфеля заказов;

- предоставление логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;

- разработка и проведение совместных рекламных компаний;

- проведение всех видов погрузочно-разгрузочных работ, транспортирование товаров;

- инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

- максимально возможное снижение коммерческого риска.

Важнейшей функцией второй группы является преобразование производственного ассортимента в торговый, к этой группе можно также отнести такие функции, как организация складского хранения товарных запасов в целях оперативного маневрирования ими в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков, организация доставки товаров по наиболее оптимальным схемам завоза, кредитование поставок.

Оптовые предприятия оказывают следующие виды оптовых торговых услуг:

- технологические услуги - хранение, подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка, экспедирование товаров;

- коммерческие услуги - реклама, информация, торгово-посреднические, комиссионные;

- организационные - консультации по формированию ассортимента, качеству, организации продажи, маркетинга.

Выделяют два типа организаций оптовой торговли:

1) крупные оптовые структуры общенационального (фе­дерального) масштаба;

2) оптовые предприятия регионального масштаба.

Оптовые организации общенационального (федерального) уровня необходимы, чтобы обеспечивать оптовый оборот круп­ных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. Такими потребителями могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перера­батывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых орга­низаций — сформировать необходимую структуру каналов сбыта для крупных отечественных производителей товаров, а также создать благоприятные условия для выхода на рос­сийский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров высокого качества.

Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий является, с одной стороны, защита и поддерж­ка отечественных товаропроизводителей, а с другой — исключение возможности поставки на российский рынок това­ров через третьи страны, что приводит к завышению общего уровня цен. Таким образом, оптовые структуры федерального уровня можно рассматривать как внешний контур единой оптовой торговой системы страны, обеспечивающий ее устойчивость.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внут­ренний контур составляют оптовые структуры региональ­ного уровня, представленные, прежде всего автономными (независимыми) оптовыми структурами.

Автономные оптовые структуры самостоятельно опре­деляют зону своего влияния на рынке. Их задачей является приобретение товаров у оптовых структур федерального уровня и непосредственно у производителей в различных частях страны и доведение этих товаров до предприятий розничной торговли и иных оптовых потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур оптовую продажу товаров на региональном уровне осуществляют так называе­мые зависимые оптовые структуры. К ним относятся сбы­товые подразделения местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций.

Сбытовые подразделения (отделы сбыта) специализиру­ются на оптовой торговле продукцией своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли (распределительные центры) приобретают товары у различных поставщиков (пре­имущественно напрямую у производителей) для обеспечения собственных нужд (например, для реализации товаров через собственную сеть магазинов).

Таким образом, основная задача деятельности любых оп­товых структур регионального масштаба — обеспечение то­варами региональных товарных рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: