Виды оптовой торговли и оптовых предприятий

Мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:

· торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других, подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнкту­ры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, свя­занного с колебаниями цен;

· торговля по прямым производственным связям. Она обычно со­единяет две последовательные стадии производственного про­цесса, особое значение имеет в торговле черными металлами и сталью;

· оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя:

♦ оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами рознич­ных торговцев, а также предоставляет им обширный сервис;

♦ оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Кли­ент оптового торговца, розничный торговец или крупный по­требитель самостоятельно забирают товар;

· оптовая торговля (Cash-and-Carry) с оплатой наличными до при­емки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по форме самообслуживания). Данный вид оптовых продаж про­изводится постоянным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые комплектуют свои заказы на складе по форме самообслуживания. Оплата товара осуществляется наличными (cash), клиент осуществляет погруз­ку и вывоз товара (саrrу) самостоятельно (самовывоз). Напри­мер, розничный торговец может ежедневно самостоятельно при­обретать необходимое дневное количество овощей и фруктов на центральном рынке, аналогичную операцию проделывают ресто­раны, закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.;

· оптовая торговля со стеллажей (RackJobber). Крупные предпри­ятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу тор­говые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуществляет текущее наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно непроданные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и до­полняет его ассортимент.

По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли:

· оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп по­требитель находит предложение, отвечающее его спросу, напри­мер оптовая торговля продовольственными товарами;

· специализированная оптовая торговля. Оптовый торговец фор­мирует небольшой, но углубленный ассортимент товаров различ­ного качества одной товарной группы и тем самым предоставля­ет потребителю широкий выбор товаров.

Сле­дуя требованиям товаропроизводителя, структура оптового звена раз­вивается на основе выделения вего составе:

· специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуще­ствляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

· посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.);

· организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей предприятий, отличающихся между собой специфическими орга­низационными, технико-технологическими функциями, масштабом дея­тельности. К числу наиболее значимых относятся:

· коммерческо-посреднические фирмы - оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечени­ем кредитов как с собственных складов, так и со складов изгото­вителей и других оптовых посредников;

· оптовые базы - это предприятия, организационно объединяю­щие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централи­зованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгруз­ку продукции;

· товарные биржи - организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным член­ством;

· оптовые магазины - оптовые предприятия, максимально при­ближенные к покупателям продукции;

· торговые дома - брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет про­изводителей, потребителей или других оптовых предприятий;

· ярмарки-выставки - периодически организуемые в установлен­ном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

· аукционы - особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойства­ми путем публичных торгов;

· брокерские конторы (фирмы, брокеры) - посреднические тор­говые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет;

· дилерские конторы (фирмы, дилеры) - посреднические пред­приятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов;

Таблица 5.3

Видовое разнообразие оптовых организаций [1]

Типы Виды
Независимые оптовые структуры
1. Федеральные (общенациональные) ОПТОВИКИ ПОСРЕДНИКИ ОРГАНИЗАТОРЫ
  60-65%* 15- 20%* 25%*
специализированные предприятия-агенты Оптовые ярмарки
универсальные предприятия-брокеры Выставки-ярмарки
Товарные биржи
Аукционы
Оптовые продовольственные рынки
Склады гарантированного хранения
Склады-отели
Транспортно- экспедиционные предприятия
Зависимые оптовые структуры  
2. Региональные (внутрирегиональные) сбытовые подразделения промышленных предприятий
оптовые структуры розничных предприятий и объединений
         

· коммивояжеры - разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары но имеющимся у них образ­цам или каталогам;

· торговые и промышленные агенты - лица, действующие по по­ручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию;

· ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относятся торговые (торго­во-промышленные) палаты. Торговые палаты (ТП), существу­ющие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской си­стемы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).

· Оптовые продовольственные рынки - они представляют собой огром­ные базы, где товаропроизводители, фермеры и внешние оптовики напрямую продают сельскохозяйственную продукцию предпринима­телям сферы переработки и хозяевам различных магазинов. Не­сомненно, что продукты, поставляемые в город через такие рынки, об­ходятся покупателю значительно дешевле, чем по сложившейся схеме снабжения продовольствием через посредников. Оптовые продовольственные рынки - это сложный, но управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционированиекоторого обеспечивается инф­раструктурами, включающими в себя комплекс торговых и складских помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими служ­бами, автостоянку, расчетно-кассовый центр (банк), службу контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а так­же другие службы. Рынки обеспечивают стабильность продовольственного снабжения, защищают товаропроизводителя и переработчика, способствуют поступлению средств в местный бюджет за счет легализации торговли.

Существует несколько отличий оптового продовольственного рынка (ОПР) от обычных оптово-рознич­ных рынков:

1) оптовый продовольственный рынок куплей-продажей не занимается, его задача - предоставить помещения и торговое оборудование для проведения торгов ком­мерческим организациям на условиях долгосрочной аренды;

2) оптовый продовольственный рынок предполагает развитую инфраструктуру и отпуск продук­ции на нем осуществляется в объеме не менее оптового миниму­ма: один ящик, мешок, упаковка и т. д.;

3) физические лица на оптовый рынок не допускаются;

4) все операции, в том числе банковские, по сбору налогов и т. д., осуществляются на оптовом продовольственном рынке по безналичному расчету с применени­ем новых форм финансовых расчетов.

Оптовик является ключевой фигурой на оптовом продовольствен­ном рынке и связующим звеном между производителем и оптовым покупателем.

Предлагая товары розничному продавцу черезпосредство перечислен­ных оптовых структур, оптовая торговля значительно снижает круг задач такого продавца по закупке товаров.

Посреднические оптовые предприятия в системе мировых рыночных отношений можно разделить на две группы: независимые посреднические организации и зависимые. Независимые организации для про­изводителей и покупателей продукции являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими товары в соб­ственность с последующей их реализацией. Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, работая за комис­сионное вознаграждение за выполняемые услуги. В таблице 5.4 приве­дена классификация оптовых торговцев, сложившаяся на мировых рынках.

Оптовики-купцы. Оптовики-купцы - это независимые коммер­ческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома.

Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслужива­ния и с ограниченным циклом обслуживания.

Оптовики с полным циклом обслуживания. Оптовик с полным цик­лом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение товар­ных запасов, предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара иоказание содействия в области управления. По сво­ему характеру это либо торговцы оптом, либо дилеры или дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

Таблица 5.4

Классификация оптовых торговцев [2]

Оптовики-купцы   Брокеры и агенты Оптовые отделения и конторы производителей Разные специализирован-ные оптовики
Оптовики с полным циклом обслуживании: Брокеры Сбытовые отделения и конторы Оптовики-скупщики сельхозпродуктов
торговцы оптом Агенты  
    Закупочные конторы Оптовые нефтебазы
дистрибьюторы товаров промышленного назначения      
      Оптовики-аукционисты
Оптовики с ограниченным циклом обслуживания: оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара      
оптовики-коммивояжеры      
оптовики-организаторы      
оптовики-консигнанты      
сельскохозяйственные производственные кооперативы      
оптовики - посылторговцы      

Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора товаров.

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания. Оптовик с ограни­ченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов опто­вых предприятий с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгу­ющий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким роз­ничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно возлагая на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий рознич­ный торговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется к такому оптовику, закупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается, сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.

Оптовик-коммивояжер не только продает, но и, прежде всего, сам доставляет товар покупателям. Такой торговец занимается ограничен­ным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает за наличный расчет, совер­шая объезды универсамов, мелких бакалейно-гастрономических ма­газинов, больниц, ресторанов, кафетериев и гостиниц.

Оптовик-организатор работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов, таких как каменный уголь, лесоматериа­лы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не держит товарных запа­сов и не занимается товаром непосредственно. Получив заказ, он находит производителя, который отгружает товар непосредственно покупателю на определенных условиях поставки и в определенное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на то­вар и весь связанный с этим риск. Поскольку оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов, он торгует по более низким ценам и может передавать часть сэкономленных средств своим клиентам.

Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономи­ки имеются собственные специализированные оптовые организации. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у ферме­ров и собирают ее в крупные партии для отгрузки предприятиям пи­щевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений. Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим пред­приятиям розничной торговли и деловым предприятиям. Оптовики-аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения покупки осмотреть товар. Это, на­пример, рынки табака, скота, пушнины и др.

На протяжении последних сорока лет над оптовиками нависла угроза со сто­роны рынка товаров широкого потребления. Относительно небольшое число оп­товиков имели успех в решении возникших проблем.

Розничные продавцы проявляли особенную активность в совершенствовании практики физического распространения товаров. Они извлекли выгоду из заку­пок большого количества товаров, складирования и операций по доставке посред­ством формирования разветвленных сетей торговых организаций. По мере того как сети росли и процветали, оптовики вычеркивали из сферы своих интересов малые организации. В силу того, что все еще существуют десятки тысяч мелких производителей и розничных продавцов, многие оптовые торговцы товарами ши­рокого потребления продолжали преследование цели экономии, но на сужающем­ся рынке. Угроза поступает также от сравнительно новых форм конкуренции, таких как каталоги и складские сети.

Производители всегда могут отказаться от услуг оптовиков или за­менить тех, кто работает неэффективно. Оптовики могут недостаточ­но агрессивно продвигать их продукцию, выступая простыми офор­мителями заказов. Они могут не иметь необходимого количества запа­сов и поэтому не в состоянии обслуживать своих покупателей достаточно быстро. Они не снабжают производителя свежей инфор­мацией о состоянии рынка, покупателях и конкурентах. Они могут не привлекать к работе сильных менеджеров и добавлять к стоимости то­вара чересчур большие собственные издержки. Наконец, они могут брать слишком большую плату за свои услуги.

Наибольшего успеха добиваются те оптовики-дистрибьюторы, ко­торые адаптируют свои услуги к меняющимся потребностям постав­щиков и конечных потребителей. Они понимают, что их существование зависит от эффективности собственной работы в канале товаро­движения. Ради этого оптовые торговцы постоянно работают над улучшением своего сервиса и/или сокращением затрат, вкладывая деньги в современные технологии и информационные системы.

Американские ученые Нарус и Андерсон провели опрос среди ве­дущих промышленных компаний-дистрибьюторов и выделили четыре правила укрепления отношений с производителями, применяемые в этих компаниях[3]:

1. Заключать с производителями четкие соглашения, описывающие их функции в канале товародвижения.

2. Стараться разобраться в требованиях производителей, посещая их заводы, собрания, выставки.

3. Содействовать производителям, выполняя договоренности по объемам закупок, своевременно оплачивая счета, предоставляя ин­формацию о покупателях.

4. Определять и предлагать дополнительные услуги, чтобы помочь своим поставщикам.

Однако процветающая оптовая торговля сталкивается с новыми и новыми испытаниями. Эта отрасль остается уязвимой для одной из самых продолжительных тенденций - яростного сопротив­ления относительно увеличения цен и отсева тех поставщиков, кото­рые основываются на высоких ценах и качестве. Тенденция к верти­кальной интеграции, при которой производители стараются контроли­ровать свою долю рынка посредством приобретения посредников в свою собственность, все еще сильна. Оптовики, которые смогут вы­жить в этом и в других секторах производства, будут крупнее и станут предоставлять больше услуг своим покупателям.

Когда в 1960-х гг., в эпоху усиления опасения инфляции в результа­те экономического бума с его высокими темпами роста, появились пер­вые супермаркеты, они были с радостью встречены потребителями. По­пулярность супермаркетов у потребителей была обусловлена также рос­том критики в отношении оптовой торговли. Неотложной задачей в то время была стабилизация и снижение цен. Низкие цены, которые моло­дые, растущие супермаркеты выставляли в качестве своего принципа, активно приветствовались, и совершенно естественно, что оптовая тор­говля, сохранявшая свою слоную структуру и тем самым подталки­вавшая розничные цены вверх, подвергалась критике со стороны обще­ственности.

В такой исторической обстановке выход в свет книги Сюдзи Хаяси "Революция в сфере обращения" (1962) вызвал бурные дискуссии вокруг "теории ненужности оптовых торговцев". Хаяси ут­верждал, что причина высоких цен в Японии кроется в тонких (узких) и длинных каналах распределения. Следовательно, предлагал он, для ста­билизации цен необходима интенсификация промежуточных стадий рас­пределения и модернизация каналов распределения путем их расширения (утолщения) и укорачивания. Именно это и должно было стать "револю­цией в сфере обращения", первоочередным условием осуществления ко­торой был уход с арены бесполезных оптовых торговцев.

Прошло ли сокращение масштабов оптовой торговли как предпо­сылки революции в сфере обращения так, как предполагалось? Несо­мненно, удельный вес оптовой торговли в системе обращения снижает­ся. Однако и сейчас, спустя 30 лет после выдвижения "теории ненужно­сти оптовых торговцев", и внутри Японии, и за ее пределами по-прежнему продолжают раздаваться голоса, критикующие многоступен­чатость структуры японской оптовой торговли. Оптовая торговля пус­тила в Японии глубокие корни и ее непросто убрать одними призывами.

В настоящее время необходимость существования оптовых торго­вых предприятий вновь ставится под вопрос. Это, наверное, можно назвать "новой теорией ненужности оптовых торговцев". Вряд ли нужно вновь поднимать дискуссию вокруг структурных и функцио­нальных проблем оптовой торговли. Однако есть все же ряд причин, приведших к тому, что о бесполезности оптовиков заговорили снова. Прежде всего, это развитие информатизации системы обращения. В связи с объединением в сеть производителей, с одной стороны, и оп­товых и розничных предприятий с другой, позиции оптовых компаний слабеют. Далее необходимо сказать о тенденции проникновения в оп­товую торговлю предприятий товародвижения. Компании, которые до настоящего времени занимались лишь складской деятельностью и транспортировкой, начинают все более активно работать в сфере оп­товой торговли, сокращая тем самым среду обитания самих оптовых предприятий. Помимо этого постоянно повышается спрос на перевоз­ки, осуществляемые с широкой товарной номенклатурой, мелкими партиями с высокой частотой. В условиях диверсификации и сокра­щения цикла потребления производители и розничные предприятия спешно работают над созданием систем доставки товара в нужное время и нужными (небольшими) партиями. Что же касается оптовой торговли, то она запаздывает в этом вопросе. Поэтому сейчас, когда вновь заговорили о "теории ненужности оптовых торговцев", для оп­товой торговли наступают тяжелые времена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: