Организация тарного хозяйства в торговле

Сбор и возврат тары осуществляют предприятия тор­говли, общественного питания, заготовительные и произ­водственные предприятия. При этом они руководствуются специальными Правилами, которые допускают другой по­рядок применения, обращения и возврата тары, если он предусмотрен в договоре.

Значительная нагрузка ложится на предприятия тор­говли, которые в зависимости от выполняемых ими функ­ций и товарно-отраслевого профиля выполняют очень об­ширный круг операций с тарой, основными из которых являются следующие: приемка тары по количеству и каче­ству; вскрытие; высвобождение от товара; кратковремен­ное хранение и накопление отгрузочных партий; вывоз; сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров; документальное оформление тарных операций.

Приемку тары по количеству и качеству осуществляют материально ответственные лица, причем тару, поступив­шую с товаром, принимают одновременно с товаром. Ко­личество поступившей тары сверяют с данными сопрово­дительных документов.

Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее соот­ветствии требованиям стандартов, проверить правильность маркировки. Необходимо также убедиться в соответствии фактического качества тары качеству, указанному в сопро­водительных документах. Проверяется правильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.

При выявлении ненадлежащего качества тары или рас­хождений в ее количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления пре­тензии к поставщику. Порядок составления акта и предъ­явления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-техни­ческого назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Для вскрытия тары используют специальные инстру­менты: топорик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков.

Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредото­чена в специально отведенных местах.

Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из-под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков.

Металлические бочки хранят на подтоварниках под на­весом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом.

Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару — в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок.

Тара разового пользования после вскрытия и высвобож­дения от товара подлежит утилизации. Бумажная и кар­тонная тара используется в качестве макулатуры. Некото­рая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве ма­териалов для ремонта тары рекомендуется использовать отходы деревянной тары.

Для различных видов возвратной тары установлены опре­деленные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаров — отпра­вителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.

Заключительные операции с тарой, выполняемые пред­приятиями розничной торговли, — сдача ее по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предпри­ятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее до­кументальное оформление.

Для концентрации возвратной тары, вывезенной из мага­зинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различ­ных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением но­вой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителям.

Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары. На таких складах можно применять совре­менную технологию сбора, ремонта, очистки, хранения и воз­врата тары. Они организуют централизованный вывоз тары от получателей товаров и другой продукции, что способствует снижению издержек, связанных с ее возвратом. Создаваемые здесь мастерские для ремонта тары оснащаются современ­ными высокопроизводительными станками.

Тарные склады имеют в своем распоряжении автомо­бильный транспорт, который используется для централи­зованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или постав­щикам товаров.

Операции по сбору тары выполняет специальный сбор­щик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от мате­риально ответственных лиц по количеству и качеству.

Магазины и другие таросдатчики обязаны предвари­тельно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомаши­ну, рассортировав ее по видам и категориям, выписать расходную накладную.

Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная. На ее основе осуществляется оплата услуг автотранспорта по вывозу порожней тары.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе?

2. Перечислите основные классификационные признаки тары, дайте характеристику основным видам тары.

3. Для чего необходима унификация и стандартизация тары?

4. Перечислите операции, которые выполняются с тарой с сфере торговли.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: