Р.В.Клюев
Успешность речевого
Взаимодействия.
РИПОЛ
КЛАССИК.
ББК 88.7
К52
Серия «Психологический бестселлер» основана в 2001 г.
Ведущий редактор серии
канд. пед. Наук Е. Г. Розанова
Художественное оформление серии
Н. Ю. Дмитриевой.
Клюев Е. В.
К52 Речевая коммуникация: Учебное пособие для уни-
верситетов и институтов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002- 320с.-
-(Психологический бестселлер).
ISBN 5-7905-1349-2
Учебное пособие посвящено речевой коммуникации и
Прежде всего – коммуникативным стратегиям и тактикам говорящих,
т. е. целенаправленной деятельности носителей языка. Это новое
направление в лингвистике, получившее название теории речевой ком-
муникации своими корнями уходит в риторику. Поэтому в пособии
будут «задействованы» те направления науки о языке и теории
коммуникации, которые имеют отношение к классической и современ-
ной риторике, лингвистической прагматике, теории речевых актов,
лингвистической философии и лингвистической логике.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей универ-
ситетов и высших учебных заведений.
ББК 88.3
Издательский дом «РИПОЛ
КЛАССИК», 2002
ISBN 5-7905-1349-2
Содержание
Специально для серии
«Психологический бестселлер»......................................5
Предисловие
Коммуникативный акт и его составляющие...................7
Составляющие коммуникативной стратегии...............18
Составляющие коммуникативной тактики....................19
Глава 1. Адресант
§ 1. Инициация коммуникативного акта...............21
§ 2. Модель 1: От меня не ждут инициации
никакого коммуникативного акта...................................31
§ 3. Модель 2: От меня ждут инициации
данного коммуникативного акта...................................35
§ 4. Модель 3: От меня ждут инициации
другого коммуникативного акта.....................................38
§ 4,1. Инициация коммуникативного акта,
не имеющего прецедентов............................................39
§ 4.2. Инициация коммуникативного акта,
тип которого вышел из употребления..........................42
§ 4.3. Инициация коммуникативного акта, трактуемого превратно или чрезмерно индивидуально.....................45
§ 4,4. Инициация неадекватно сигнализируемого
коммуникативного акта...................................................48
§ 4.5. Инициация коммуникативного акта,
не поддающегося отчетливой вербализации …………51
§ 5, Идентификация коммуникативного акта.......56
§ 5.1. Модель 1: Коммуникативный акт
неуместен.........................................................................58
§ 5.2 Модель 2: Коммуникативный акт несовременен...........................................................................62
§ 5.3 Модель 3: Коммуникативный акт дисбалансирован......................................................................66
§ 5.4 Модель 2: Коммуникативный акт несовременен....................................................................................................70
Глава 2.Адресат
§ 1. Коммуникативная роль адресата..............................77
§ 2. Неожидаемые коммуникативные акты……………78
§ 3. Ожидаемые коммуникативные акты……………....85
§ 3.1. Коммуникативные акты, предполагаемые адресатом…………………………………………………96
§ 3.2. Коммуникативный акт, объявленный адресантом…………………………………………………….101
Глава 3. Контакт.
§ 1. Коммуникативный кодекс…………………............111
§ 2. Критерии коммуникативного кодекса…………….115
§ 3. Принцип кооперации в коммуникативном кодексе……………117
§ 3.1. Максима полноты информации……………118
§ 3.2. Максима качества информации…………….125
§ 3.3. Максима релевантности…………………….134
§ 3.4. Максима манеры…………………………….142
§ 4. Принцип вежливости в коммуникативном кодексе……………155
§ 4.1. Максима текста………………………………159
§ 4.2. Максима великодушия………………………164
§ 4.3. Максима одобрения………………………….167
§ 4.4. Максима скромности………………………...170
§ 4.5. Максима согласия……………………………171
§ 4.6 Максима симпатии……………………………174
§ 5. Конфликтный максимум…………………………….177
§ 6. Критерии мотивированности………………………..179
§ 7. Акт общения и фатический акт……………………...182
Глава 4. Референт.
§ 1. Коммуникативный акт и референция……………….195
§ 2. Выбор и презентация референта.
Коммуникативная инициация………………………217
§ 3. Правило транспорта референта……………………...230
§ 3.1. Правило фокуса……………………………….230
§ 3.2. Правило стереоскопии………………………..234
§ 3.3. Правило панорамы……………………………237
§ 3.4. Правило унитарности………………………....240
§ 3.5. Правило изоморфизма………………………...244
§ 3.6. Правило фиксирования референта…………...247
§4. Кросс-референция……………………………………...252
Глава 5. Код
§ 1. Язык и код……………………………………………..255
§ 2. Язык и мир: механизмы приспособления…………...257
§ 3. Стереотипизация речевого опыта…………………....263
§ 4. Прагматические клише……………………………….274
§ 5. Классификация речевых актов……………………….279
§ 6. Косвенные речевые акты……………………………..290
Заключение…………………………………………………307
Дополнительная литература……………………………….309
Специально для серии «Психологический бестселлер»
Как мы представляем себе речевого партнера? Как речевой партнер представляет себе нас? Стремимся ли мы в ходе взаимодействия к одним и тем же результатам? Чем мы готовы и имеем право пожертвовать и что не может быть принесено в жертву? Манипулируем ли мы друг другом? Честны ли мы в своих установках и способны ли простить собеседнику предосудительные тактики речевого поведения? Влияют ли наши речевые действия на реальность?
На эти и многие вопросы еще в недалеком прошлом способна была ответить только психология — например, в ее бихевиористическом варианте. Однако сегодня, когда научные дисциплины становятся все более диффузными, права на то, чтобы заниматься подобными вопросами, оспаривает и лингвистика, все активнее учитывающая в своих построениях достижения психологии, в частности социальном. Вот почему те, кто занимается проблемами речевой коммуникации, вынуждены балансировать между лингвистикой и психологией — независимо от того, отдают ли они себе в этом отчет.
С другой стороны, любой учебник по речевой коммуникации обречен быть метаязыковым предприятием, а стало быть, соотносится со следующим, например, вопросом: достаточно ли освоен нами язык общения для того, чтобы его п. (средством описать язык общения?
Вопрос этот, риторический по существу, превращается в совершенно практический, когда запрашивается информация о том, какими навыками необходимо обладать коммуникантам для того, чтобы осуществляемые ими речевые акты были успешными, т. е. оставались не только фактами «вербальной действительности», но и приводили к ожидаемым результатам в действительности реальной?
Отсутствие надежных рекомендаций в этой области осознанно в настоящее время как едва ли не трагедия — особенно в связи с террористическими акциями против США, на фоне которых, в частности, стало очевидным, что главная беда нашего времени — неумение выстроить общую стратегию взаимодействия, не дающую сбоев. В этой связи комму-
никативные просчеты даже на официальном уровне называются в качестве одной из основных причин мировых катаклизмов.
Прочувствованный наукой предшествующего столетия тезис, в соответствии с которым отнюдь не любое речевое взаимодействие есть общение, представляет собой, вне всякого сомнения, одно из главных завоеваний научной мысли соответствующего периода человеческой истории. В свете этого — общепринятого теперь — тезиса остро стоит вопрос о необходимости теоретического обоснования различий между речевым взаимодействием и речевым общением, с одной стороны, и о возможности осуществлять практический контроль за соответствующей стороной межличностной коммуникации — с другой.
Предлагаемое учебное пособие — шаг именно в этом направлении. Внимание автора направлено на основные составляющие коммуникативного процесса, рассматриваемые прежде всего в плане лингвистики, психологии, теории коммуникации, семиотики. Коммуникативный акт анализируется здесь как сложное образование, чья полноценность зависит от коммуникативных вкладов обоих партнеров речевого взаимодействия, осуществляемых с учетом всей совокупности экстралингвистических факторов. Многочисленные примеры конкретных речевых ситуаций дают возможность получить представление о том, до какой степени сложной оказывается практически любая ситуация повседневного взаимодействия — разумеется, в том случае, если отнестись к ней ответственно.
Разумеется, в актах конкретного общения следование всем описанным в этом учебном пособии нормам и правилам отнюдь не обязательно, да и едва ли возможно. Однако осознание того, что коммуникативный акт нуждается в постоянном контроле со стороны обоих участников речевой ситуации, а также знание наиболее уязвимых сторон речевого взаимодействия может оказаться именно тем практическим результатом, который способен будет повлиять на успешность общения тех, кто познакомится с этой книгой.
Клюев Е. В.,
конец сентября 2001 года,
Копенгаген