Составляющие коммуникативной стратегии

Под коммуникативной стратегией в данном учеб­ном пособии будет пониматься совокупность заплани­рованных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, на­правленных на достижение коммуникативной цели. Представление о способе объединения этих теорети­ческих ходов в единое целое (коммуникативную стра­тегию) называется коммуникативной интенцией, которая и есть движущая сила коммуникативной стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенцийправил поведения в регламентированных обществом речевых ситуациях.

Коммуникативная цельстратегический резуль­тат, на который направлен коммуникативный акт: результат этот может обсуждаться как на вербальном, словесном, уровне (например, взять на себя обещание, отказаться, обидеться и т. п.), так и на уровне физи-

ческих действий (например, уйти на войну, присту­пить к работе, подать на развод и т. п.). Если в ходе коммуникации действительно могут быть созданы ус­ловия для достижения соответствующих результатов во внеязыковой действительности (т. е. я возьму (беру) на себя обещание, я откажусь (отказываюсь), я оби­жусь (обижаюсь); я уйду (ухожу) на войну, я приступ­лю (приступаю) к работе, я подам (подаю) на развод и так трагически далее), будем считать, что коммуника­тивный акт имеет не только коммуникативную цель, но и коммуникативную перспективу, рассматривае­мую как возможность вызвать желаемые последствия в реальности.

Коммуникативная компетенция есть рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: