Тема 14. Коммуникативная компетентность и способы ее развития

Определение понятия коммуникативной компетентности. Психологические особенности исполнительной фазы деятельности общения. Содержание коммуникативной компетентности. Коммуникативные способности, умения и навыки. Социально-психологическое прогнозирование процесса коммуникации.

Анализ коммуникативной ситуации. Программирование и управление общением в процессе коммуникации. Функционально-целевые факторы ориентировки в процессах общения; ориентировка в собеседнике (А.А.Леонтьев). Распознавание актуальных эмоций, мотивов и намерений партнера по общению.

Коммуникативно-исполнительское мастерство участников общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция субъекта коммуникации. Гибкость поведения в коммуникативной ситуации. Установление контакта в процессе коммуникации. Реализация коммуникативного замысла. Личность как субъект общения; индивидуальная коммуникативная дистанция. Условия эффективного завершения коммуникации. Взаимосвязь социально-культурных норм общения и сигнификационной культуры общества (Л.С.Выготский). Влияние искусства на коммуникативную эрудицию личности. Культурная обусловленность стереотипов общения. Вербальные и невербальные стереотипы общения.

Средства общения: лингвистические, оптико-кинетические, просодика, экстралингвистика, такесика, проксемика. Психотехнические приемы речевых средств общения. Воображаемая диалогизация. Вопросно-ответные приемы общения. Риторические вопросы; эмоциональные восклицания; инверсия. Риторические приемы: обыгрывание суждений и ситуаций, ироническая интерпретация, доведение до абсурда. Речевая инициативность. Вопросы-уточнения. Констатация несогласия в форме сомнения. Констатация своего состояния в общении. Техника намеков в общении. Приемы фасцинации. Приемы регуляции интеллектуальной деятельности. Манера и стиль общения. Тон общения, поведение в общении. Интимная, личная, социальная, публичная дистанции в общении. Стилевые особенности общения. Неречевые компоненты общения лектора с аудиторией. Психолингвистическая модель речевого воздействия (А.А.Леонтьев). Цели и формы речевого воздействия.

Моделирование смыслового поля реципиента. Радио- и телевизионная речь как вид общения. Общение посредством искусства. Компоненты коммуникативной культуры личности: культура речи; креативность; культура невербальных средств общения; культура восприятия; культура эмоционально-оценочных суждений. Техника слушания. Нерефлексивное и эмпатическое слушание (И.Атватер). Приемы активного слушания. Стиль ведения беседы.

Условия формирования и развития коммуникативной компетентности личности. Убеждения как результат коммуникации. Возникновение и развитие предрассудков в общении. Предрассудки как источники коммуникативных барьеров. Способы преодоления коммуникативных барьеров. Методы социально-психологической коррекции коммуникативных нарушений. Особенности фрустрационного поведения в общении. Организационные принципы и технические приемы психодрамы; техники драматизации и театрализации в социодраме (Дж.Морено). Приемы релаксации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить программу тренинга коммуникативной компетентности.

2. Проанализировать причины фрустрационного поведения в общении.

3. Привести примеры психотехнических приемов речевых средств общения.

4. Сформулировать рекомендации лектору.

Литература: 5, 6, 9, 13,16, 21, 22, 27, 28, 32, 33, 38, 40, 41, 44, 46, 47, 52, 53, 55, 56, 59, 72, 69, 75, 80, 101, 104-106, 108, 111, 112, 115, 118, 121, 123, 124, 138, 140, 143, 147, 151.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция вдвоем, метод конкретных ситуаций, метод погружения, тренинг, имитационное моделирование.


1.3. Учебно-тематический план

№ п/п Тема Лекции Семи-нары Практич занятия Самост. работа
1. Предмет и задачи социальной психологии   - -  
2. Становление социальной психологии как самостоятельной науки     -  
3. Организация социально-психологических исследований   -    
4. Социально-психологические характеристики групп        
5. Большие социальные группы     -  
6. Малые социальные группы     -  
7. Социальное поведение личности     -  
8. Развитие социальных установок и предрассудков     -  
9. Социальная обусловленность самоактуализации личности     -  
10. Ролевое поведение        
11. Понимание людьми друг друга        
12. Психология конфликта        
13. Общение как деятельность и поведение   - -  
14. Коммуникативная компетентность и способы ее развития   - -  
  Итого        
  Аудиторных часов    
  Экзамен  
  Самостоятельная работа    
  Общее количество часов  
               

План семинарских занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow