Определение понятия коммуникативной компетентности. Психологические особенности исполнительной фазы деятельности общения. Содержание коммуникативной компетентности. Коммуникативные способности, умения и навыки. Социально-психологическое прогнозирование процесса коммуникации.
Анализ коммуникативной ситуации. Программирование и управление общением в процессе коммуникации. Функционально-целевые факторы ориентировки в процессах общения; ориентировка в собеседнике (А.А.Леонтьев). Распознавание актуальных эмоций, мотивов и намерений партнера по общению.
Коммуникативно-исполнительское мастерство участников общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция субъекта коммуникации. Гибкость поведения в коммуникативной ситуации. Установление контакта в процессе коммуникации. Реализация коммуникативного замысла. Личность как субъект общения; индивидуальная коммуникативная дистанция. Условия эффективного завершения коммуникации. Взаимосвязь социально-культурных норм общения и сигнификационной культуры общества (Л.С.Выготский). Влияние искусства на коммуникативную эрудицию личности. Культурная обусловленность стереотипов общения. Вербальные и невербальные стереотипы общения.
Средства общения: лингвистические, оптико-кинетические, просодика, экстралингвистика, такесика, проксемика. Психотехнические приемы речевых средств общения. Воображаемая диалогизация. Вопросно-ответные приемы общения. Риторические вопросы; эмоциональные восклицания; инверсия. Риторические приемы: обыгрывание суждений и ситуаций, ироническая интерпретация, доведение до абсурда. Речевая инициативность. Вопросы-уточнения. Констатация несогласия в форме сомнения. Констатация своего состояния в общении. Техника намеков в общении. Приемы фасцинации. Приемы регуляции интеллектуальной деятельности. Манера и стиль общения. Тон общения, поведение в общении. Интимная, личная, социальная, публичная дистанции в общении. Стилевые особенности общения. Неречевые компоненты общения лектора с аудиторией. Психолингвистическая модель речевого воздействия (А.А.Леонтьев). Цели и формы речевого воздействия.
Моделирование смыслового поля реципиента. Радио- и телевизионная речь как вид общения. Общение посредством искусства. Компоненты коммуникативной культуры личности: культура речи; креативность; культура невербальных средств общения; культура восприятия; культура эмоционально-оценочных суждений. Техника слушания. Нерефлексивное и эмпатическое слушание (И.Атватер). Приемы активного слушания. Стиль ведения беседы.
Условия формирования и развития коммуникативной компетентности личности. Убеждения как результат коммуникации. Возникновение и развитие предрассудков в общении. Предрассудки как источники коммуникативных барьеров. Способы преодоления коммуникативных барьеров. Методы социально-психологической коррекции коммуникативных нарушений. Особенности фрустрационного поведения в общении. Организационные принципы и технические приемы психодрамы; техники драматизации и театрализации в социодраме (Дж.Морено). Приемы релаксации.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить программу тренинга коммуникативной компетентности.
2. Проанализировать причины фрустрационного поведения в общении.
3. Привести примеры психотехнических приемов речевых средств общения.
4. Сформулировать рекомендации лектору.
Литература: 5, 6, 9, 13,16, 21, 22, 27, 28, 32, 33, 38, 40, 41, 44, 46, 47, 52, 53, 55, 56, 59, 72, 69, 75, 80, 101, 104-106, 108, 111, 112, 115, 118, 121, 123, 124, 138, 140, 143, 147, 151.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция вдвоем, метод конкретных ситуаций, метод погружения, тренинг, имитационное моделирование.
1.3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Лекции | Семи-нары | Практич занятия | Самост. работа | ||
1. | Предмет и задачи социальной психологии | - | - | ||||
2. | Становление социальной психологии как самостоятельной науки | - | |||||
3. | Организация социально-психологических исследований | - | |||||
4. | Социально-психологические характеристики групп | ||||||
5. | Большие социальные группы | - | |||||
6. | Малые социальные группы | - | |||||
7. | Социальное поведение личности | - | |||||
8. | Развитие социальных установок и предрассудков | - | |||||
9. | Социальная обусловленность самоактуализации личности | - | |||||
10. | Ролевое поведение | ||||||
11. | Понимание людьми друг друга | ||||||
12. | Психология конфликта | ||||||
13. | Общение как деятельность и поведение | - | - | ||||
14. | Коммуникативная компетентность и способы ее развития | - | - | ||||
Итого | |||||||
Аудиторных часов | |||||||
Экзамен | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||
Общее количество часов | |||||||
План семинарских занятий.