Если исходить из признания важности роли информации в формировании культурного ландшафта в контексте его понимания как объекта наследия, то в основу одной из классификаций ландшафта следует положить характер и степень сформированности его информационного компонента, а также его роль и место в общей структуре ландшафта. В качестве первого шага такой классификации следует ввести представление о наличии внутренних и внешних носителей информации. В качестве внутренних носителей информации выступает местное население, определённым образом описывающее и оценивающее разнообразные антропогенные и природные элементы ландшафта. При этом большая часть такого рода информации сохраняется в виде местных традиций, передающихся от поколения к поколению, в традиционных представлениях людей о значимости расположенных на территории ландшафта материальных и нематериальных объектов. Внешними носителями информации выступают как труды учёных — исследователей данного ландшафта или отдельных его элементов, так и произведения художников, литераторов, журналистов, кинооператоров и т. д. Все эти люди формируют устойчивый слой информации, что обеспечивает вхождение ландшафта в национальное или мировое культурное пространство. При этом между «внешними» и «внутренними» носителями информации нередко возникают весьма сложные взаимоотношения. Так, при активной популяризации ландшафта, хранящего в себе большой пласт традиционной культуры, возникает опасность её деградации и потери. Это особенно важно учитывать при включении таких ландшафтов в туристский рынок, когда ценности традиционной культуры становятся туристским продуктом и постепенно превращаются в китч.
|
|
Методология изучения культурных ландшафтов
В зависимости от соотношения между информационной составляющей и её носителями выделяется несколько групп ландшафтов. Среди них особый интерес представляют:
1. Группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или
национальной культуры, но ещё не раскрытой информации. В качестве под
групп выделяются:
А. Ландшафты, где в качестве носителей информации могут рассматриваться потенциальные памятники материальной культуры (археологические, архитектурные, этнологические и другие подобные объекты), а также природные объекты как потенциальные носители ценной научно-познавательной информации (памятники геологии, гидрологии, биологии и т. п.).
Б. Ландшафты, где в роли носителей информации выступает местное население как создатель и хранитель определённых культурных ценностей, выраженных, прежде всего, в традициях, представлениях и знаниях, зафиксированных в устной народной культуре.
|
|
2. Группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или
национальной культуры информации, зафиксированной средствами науки и искусства и распространённой среди специалистов и широкой публики. В этой
группе ландшафтов так же, как и в первой, могут быть выделены две подгруппы:
А. Ландшафты, основу которых составляют реальные объекты — носители ценной информации, выявленные учёными и краеведами; в роли такого рода объектов могут выступать как местное население, так и памятники истории, культуры и природы.
Б. Ландшафты, в основе которых лежит мифология, сформированная средствами искусства, религии, народного творчества и существующая как в виртуальном, так и в реальном измерении; связь между реальными объектами и их виртуальными образами может быть весьма относительной.
3. Группа ландшафтов, существующих лишь в виртуальном мире. Это
ландшафты, созданные воображением учёных, художников, писателей и не
имеющие конкретных «прототипов» в реальном мире.
Первая группа ландшафтов может быть отнесена к категории культурных ландшафтов с определённой долей условности, поскольку их культурная значимость на сегодняшний день ещё не выявлена и они не введены в национальное и мировое культурное пространство как особый тип ландшафтов. Вместе с тем, выделение такого рода объектов вполне реально. В качестве основания для этого может быть рассмотрено наличие первичной информации, собранной краеведами, первые упоминания об этом ландшафте как объекте художественного творчества или научных поисков. Первые научные публикации, статьи в периодической печати, книги, передачи на телевидении или радио, посвящённые той или иной территории, выводят соответствующий ландшафт из поля безвестности и делают его объектом общественного сознания. Некоторые из этих объектов так и остаются «героями» случайных или эпизодических публикаций, пристрастием одного малоизвестного живописца или литератора, темой рядовой научной статьи. Другие, напротив, становятся популярными. Им посвящается множество научных трудов и художественных произведений, сообщений в прессе, видео- и киноматериалов. Всё это пробуждает интерес пуб-
Культурный ландшафт как объект наследия
лики к данному ландшафту. Он начинает активнее посещаться туристами или экскурсантами, начинает обсуждаться возможность реставрации материальных носителей ценной информации, прорабатываются режимы охраны и использования территории ландшафта и его отдельных элементов. Фактически именно на этом этапе благодаря творчеству учёных, журналистов, кинооператоров, писателей или художников, возникает принципиально новый культурный ландшафт. Среди такого рода ландшафтов могут быть не только антропогенные комплексы, но и природные объекты. Это, прежде всего, территории, связанные с важными научными исследованиями, места особо интересных научных открытий, ставшие предметом неоднократного упоминания в средствах массовой информации, места, выдающиеся по своим эстетическим достоинствам и поэтому популярные среди туристов. В качестве примеров можно назвать Галапагосские острова, остров Пасхи, вулканы Камчатки, горные районы Кавказа или Алтая. Важное место среди данной группы ландшафтов занимают исторические города, места, связанные с жизнью великих учёных, политиков, художников, места военных баталий, археологические объекты. Однако наибольший вклад в формирование такого типа ландшафтов был сделан представителями художественной культуры. Так, например, в наши дни уже невозможно представить себе Рязанскую или Владимирскую Мещёру вне образа, созданного К. Паустовским. Этот образ стал важнейшей частью культурного ландшафта Мещёры. Мещёра Паустовского — это поэзия и таинство разноцветных озёр, разбросанных среди позолоченных солнцем сосновых лесов, манящих к себе и в то же время пугающих болот, родство этой земли со множеством талантливых людей, оставивших свой след в мировой культуре и глубокими корнями связанных с этими местами, возможность встреч с удивительными стариками и весёлыми и вместе с тем очень серьёзными мальчишками, населяющими эти сказочные места (Веденин, 1997). В данном случае мы имеем дело с «авторским ландшафтом», ставшим общенациональным достоянием.
|
|
Пример Мещёры Паустовского свидетельствует о том, что художник может создать настолько привлекательный для широкой публики образ, что он становится неотъемлемой частью данного ландшафта, знаковым для него. К этому следует добавить и то, что книги о Мещёре были изданы огромными тиражами. Мещёрская тема получила своё продолжение в средствах массовой информации, в кинематографе и стала чрезвычайно популярной у советских людей в 60–80-е годы прошлого века. Закономерно, что уже позднее, в 1990-х годах, на территории Рязанской и Владимирской Мещёры были организованы национальные парки.
К группе «авторских ландшафтов» относится и Коктебель, который сейчас уже невозможно представить вне творчества Максимилиана Волошина, его акварелей и поэтических произведений. Такими же объектами стали Плёс, воспетый Исааком Левитаном, берега Оки, ассоциирующиеся с полотнами Василия Поленова.
Образ места оказывается более устойчивым, нежели сам объект, предопределивший его возникновение. Нередко в результате различных деструктивных социально-экономических и социокультурных процессов возникает ситуация, когда исчезает носитель информации, в своё время предопределившей значимость
Методология изучения культурных ландшафтов |
И.И. Левитан «Плёс» |
того или иного ландшафта, его ценность как объекта наследия. Так, например, во многих районах Русского Севера уже нельзя услышать сказителей — людей, знавших древние былины, обряды и т. д. В течение XX века исчезали целые деревни с людьми, домами, часовнями. Осталась только память о них в записанных когда-то и вошедших в золотой фонд русской культуры текстах, фотографиях, рассказах исследователей и очевидцев. И тем не менее, культурные ландшафты Русского Севера до сих пор воспринимаются как ценные объекты наследия. Примерами того, как образ места оказывается «устойчивее» конкретно существовавшего культурного ландшафта, являются и территории бывших усадебных комплексов, места расположения бывших монастырей.
|
|
Нередко возникает необходимость в реставрации культурного ландшафта. Как известно, многие историко-культурные объекты, когда-то находившиеся
В.Д. Поленов «Ока» |
Культурный ландшафт как объект наследия
на территории современных музеев-заповедников, либо пришли в полный упадок, либо исчезли. Таким образом, культурные ландшафты потеряли свою целостность, утратили очень важные структурные элементы и свойства. Вместе с тем, многие из разрушенных сооружений или элементов обустройства ландшафта остались в памяти людей, литературных текстах, документах, обмерах, фотографиях и т. д. Именно такая ситуация была характерна для музея-заповедника А. Пушкина в Михайловском, музея-усадьбы А. Блока в Шахматове, музея-усадьбы М. Глинки в Новоспасском. Для восстановления целостности культурного ландшафта и утраченных его элементов там были воссозданы многие усадебные постройки, в том числе главный дом, флигели, служебные постройки, проведена работа по восстановлению парковых насаждений.
В третью группу входят культурные ландшафты, существующие как бы в виртуальном пространстве. Хотя большинство из них и возникло как реакция на реально существующие места, нов дальнейшем они фактически потеряли свой конкретный географический адрес.
Приведём в качестве примера так называемый «типичный русский ландшафт». В качестве характерных его признаков чаще всего называют: деревни с маковками церквей, расположенные чаще всего на берегах рек или озёр, поля с перелесками и колками берёз, крестьян на сенокосе, звуки колоколов и народных песен. Такие представления о русском национальном ландшафте сформировались, прежде всего, благодаря творчеству популярных русских писателей, художников, музыкантов. Типичные черты русского ландшафта нашли своё воплощение в живописи Саврасова, Левитана, Поленова, Нестерова, Шишкина, в поэтических и прозаических произведениях Пушкина, Кольцова, Есенина, Белова, в произведениях популярных композиторов-песенников. Конечно, мы можем найти примеры подобного ландшафта и в натуре. В этом случае мы говорим, что перед нами замечательные образцы традиционного русского ландшафта, которых сегодня сохранилось очень немного. Чаще всего мы имеем дело с виртуальным ландшафтом, созданным средствами науки, литературы, изобразительного искусства и музыки,— ландшафтом, который образовался в результате очень длительного отбора признаков, характерных для образцового, с точки зрения широкой публики, русского ландшафта.
В качестве другого примера следует рассказать об «авторских» культурных ландшафтах; к ним могут быть отнесены виртуальные культурные ландшафты, появившиеся в результате творчества отдельных художников, литераторов, музыкантов, учёных и т. д. Примером этому могут служить виртуальные ландшафты в произведениях Дж. Толкиена.
Конечно и он, как правило, создавал свой виртуальный ландшафт, имея в виду вполне конкретные континенты, регионы, страны. Так же поступали и многие другие писатели и художники, в том числе А. Грин, Н. Рерих, Ф. Богаевский. Однако эта связь отнюдь не всегда очевидна и нередко требует специальных исследований. Так, ландшафты Средиземья, в которых развёртывается действие «Властелина колец» Дж. Толкиена, ассоциируются с историческими ландшафтами Британских островов, представлениями археологов об ушедших культурах, о которых напоминают развалины средневековых замков Англии, Уэльса и Шотландии, памятники культуры, устные сказания, cаги и песни,
Методология изучения культурных ландшафтов
характерные для многих древних культур мира; здесь же и отголосок впечатлений о войнах, которыми была насыщена история европейского континента, и даже о Великой Китайской стене.