Рукотворные ландшафты Анзера

Рукотворные ландшафты острова представлены усадьбами скитов. Здесь
расположены два крупных пустынножительских скита Соловецкого монасты-
ря, основанные в XVII и XVIII вв. Елеазаром Анзерским (Свято-Троицкий Ан-
зерский скит) и Иисусом Голгофским (Голгофо-Распятский скит). История
этих скитов полна драматизма (Морозов, 2000; Столяров, 2001), что определяет
исключительно высокое мемориальное и духовное значение этих мест для со-
временной России.

Территории усадеб полностью спланированы, то есть каждый их природ-
ный или культурный элемент занимает строго отведённое ему место и выпол-
няет определённую ему роль. Особое значение в формировании такого ланд-
шафта придаётся гидросети и рельефу. Системообразующим центром служит
храм, ему подчинена вся планировка ландшафта. Наличие центра и чёткой пла-
нировки — основные критерии выделения рукотворного ландшафта. Допол-
нительными критериями могут служить: наличие искусственных элементов
рельефа — террасированных склонов, подпорных стенок, насыпей и т. д.; насы-
щенность инженерными сооружениями — от архитектурных ансамблей до
пристаней, дорог и каналов, которые организуют пространство ландшафта и
определяют его внутренние планировочные связи; насыщенность декорирую-
щими элементами, усиливающими естественную красоту ландшафта — от де-
кора архитектурных сооружений до аллей, лужаек, рощиц и т. д.

Свято-Троицкий скит занимает обширное чашеподобное пространство в
западном секторе острова, у побережья Троицкой (бывшей Кобыльей) губы, от-
крывающей доступ к пустыни с моря, с севера. Это бывшее днище Троицкой гу-
бы, которая по мере поднятия острова отступила на север и в настоящее время
завершает собой целую систему древних ложбин стока, проходящую через весь
остров с востока на запад. Пространство скита визуально расширено путем за-
мены лесных сообществ сеяными луговыми угодьями. В центре «чаши», на ис-
кусственном насыпном цоколе с выложенными валуном вертикальными под-

 

Свято-Троицкий Анзерский скит (фото М. Кулешовой)


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

порными стенками располагается храмово-келейный ансамбль. Насыпное ос-
нование увеличивает высотные амплитуды ландшафта, усиливает роль храма
как высотной доминанты рукотворного рельефа.

Все резкие уступы рельефа на территории усадебного комплекса также
оформлены подпорными валунными стенками. Хозяйственные постройки раз-
мещаются вокруг храмового ансамбля на перегибах рельефа, подчёркивая его
живописность. Под защитой подпорных стенок угадываются очертания не-
больших огородов со следами традиционной северной агротехники, типичной
для Соловков. Далее, по периферии западного сектора ландшафтного комплек-
са, на террасированных склонах раскинулись обширные сеяные луга, на кото-
рых, под уступами террас, проведены дренажные каналы. Они окаймляют и до-
роги при пересечении ими сырых луговин и болотин. Дренажная система на
территории скита имеет радиально-кольцевую структуру с выводом основных
каналов в Троицкую губу. Лесные угодья, примыкающие к усадьбе с севера, не-
сут признаки лесопарковых сообществ и, возможно, некогда входили в усадьбу
в качестве её парково-лесохозяйственной зоны.

До культурного освоения естественный ландшафт в центральной части
усадьбы скита должен был представлять собою обширную заболоченную низи-
ну, вероятно, с небольшим валообразным возвышением перед выходом в Тро-
ицкую губу. Это аккумулятивный тип геосистемы, который довольно редко ис-
пользуется для создания духовных центров, но перспективен для хозяйственно-
го развития. Духовно-религиозная деятельность обычно тяготеет к зонам
автоморфного типа (возвышенные местоположения, высотные доминанты
рельефа, островные системы) в сочетании с аквальными ландшафтами (озёр-
ные системы, крупные водотоки, морские акватории). Место Свято-Троицкого
скита было соответствующим образом обустроено, геоэнергетически адаптиро-
вано, этому способствовали близость аквальных ландшафтов и особенности
геосистемного строения. В ландшафт были внесены некоторые морфострук-
турные дополнения, в частности, был обеспечен транзит избыточной влаги и в
значительной мере увеличен гидроэнергетический потенциал ландшафта пу-
тём создания на основе оз. Святого мощного водоприёмника, собирающего
сток с центральной и северной зон острова. Строение озёрно-канальной систе-
мы, центром которой стало оз. Святое, свидетельствует о том, что она предна-
значалась не только для освобождения окружающей местности от избыточной
влаги (эта цель могла быть достигнута более простыми способами), но также
для создания источника гидромеханической энергии. Озеро Святое расположе-
но в южной части рукотворного ландшафта и в определённой мере само руко-
творно: его ложе, очевидно, углублялось, и его очертания изменялись в связи с
увеличением объёма принимаемой воды. Превышение уровня воды в озере над
уровнем моря составляет более восьми метров. От озера к морю идёт выложен-
ный камнем канал, сток по нему в прошлом был зарегулирован. В камне
оформлены пристани на озере и морском побережье.

Сугубо функциональное предназначение каждого отдельного элемента
ландшафта всегда сообразуется с его общей эстетикой. Планировка дорог, хо-
зяйственных построек, каналов, архитектурное исполнение основных сооруже-
ний подчёркивают естественную гармонию ландшафта, являя новую красоту,


Культурный ландшафт как объект наследия

определённое настроение, созвучное назначению данного места как центра ду-
ховнойи культурной деятельности. Эта роль предопределяет и религиозную се-
мантику ландшафта, что, как уже отмечалось, характерно для монастырских
территорий.

Религиозная семантика ландшафта Свято-Троицкого скита проявляется,
во-первых,в наличии объектов православной символики, как бы ограждающих
усадьбу и фиксирующих её границы. Это собственно храм, масштаб и положе-
ние которого определяют зону визуального семантического воздействия, а так-
же поклонные кресты на холмах и возвышенностях по периферии усадьбы
(от них в современном ландшафте угадываются только основания). Во-вторых,
предания об истории основания скита, его основателе преподобном Елеазаре,
видениях, сопутствовавших монастырскому освоению этой территории, про-
должают воздействовать на реальную жизнь, составляют более глубинный ас-
пект семантики ландшафта, развитие которого подчинено изначально задан-
ной ему тенденции. И, наконец, топонимы — Троицкая губа, Святое озеро —
явно озвучивают то, что хранится как сокровенное предание и о чём напомина-
ют знаки-символы — поклонные кресты и церковные купола. Таким образом,
рукотворный ландшафт несёт ассоциативную нагрузку и в данном случае стал
частью ассоциативного ландшафта.

Планировочное положение Свято-Троицкого скита между Святым озером
и морским заливом аналогично размещению основного комплекса Соловецко-
го монастыря на Большом Соловецком острове, также между Святым озером и
морским заливом. Это ещё один аспект семантики ландшафта, где планировоч-
но-топонимическими средствами подчёркивается духовное родство и сущест-
вующие духовные связи (Столяров, 1997).

Сегодняшний посетитель Свято-Троицкого скита, знакомый с его изобра-
жением только по старым рисункам и фотографиям, вряд ли его узнает. Коло-
кольня рухнула, поклонные кресты уничтожены, на месте бывших хозяйствен-
ных построек цветет кипрей, а на месте бывших огородов, как на болоте,—
калужница. Дренажные сети на луговых угодьях разрушаются, повышается
уровень грунтовых вод, молодые ручьи «перехватывают» сток, направляемый
по каналам в оз. Святое. Лес отвоёвывает утраченные позиции. Извлечённые
при реставрации отдельных сооружений скита элементы археологического на-
следия украшают в качестве покрытия ближайшие дороги. Тем не менее, ланд-
шафт ещё сохраняет свои основные структурные особенности.

Рукотворный ландшафт ещё одного анзерского скита, Голгофо-Распятско-
го, имеет свои особые черты. Он расположен в 4 км восточнее Свято-Троицкого
скита, в центре острова. Культурный ландшафт сформирован на месте водно-
ледникового крутосклонного холма правильных очертаний и прилегающих к
нему логов и приозёрных впадин. Вокруг — те же холмы, озёра, болотные лога
и таёжные распадки. Но гора Голгофа — одна из самых высоких отметок релье-
фа — уникальна по форме и разместилась рядом с основной осью гидроэнерге-
тического внутриостровного обмена, образуя с ней своеобразный геоструктур-
ный узел. В культурном ландшафте скита гора является основным системо-
образующим центром: на её вершине находится храмово-келейный ансамбль.

Визуально-планировочные акценты ландшафта, определяющие образ его


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

восприятия, подчинены высотной дифференциации рельефа, что хорошо про-
сматривается на старинных гравюрах и иконографических изображениях Гол-
гофы. Ландшафтный комплекс делится на три яруса:

¨ собственно гора Голгофа, вершину которой венчает храм Распятия в ок-
ружении образующих ансамбль строений, а подножие фиксирует цер-
ковь Воскресения с прилегающим к ней кладбищем;

¨ луговой пояс, окаймляющий Голгофу с трёх сторон, включающий ме-
лиоративные сети, дороги, огороды; это окаймление как бы раздвигает
окружающий лес и создаёт своеобразный гидрофитобарьер (в настоящее
время луга интенсивно зарастают берёзой и скоро превратятся в берёзо-
вые рощи);

¨ озёрное преддверие Голгофы с заросшими молодым березняком берега-
ми, с пристанью, каналом между Банным и Голгофским озёрами, баней
(постройки в руинированном состоянии, канал в устьевой части забит
песком); с озёр — Голгофского и Банного — открываются ближние па-
норамы Голгофы, открываются доступы к ней.

Ландшафт имеет свою фасадную сторону — южную, где размещаются его
основные морфоструктурные элементы и прослеживается трёхступенчатая вы-
сотная дифференциация. Также с южной стороны открываются основные виды
на Голгофу с моря. С запада и востока ландшафт имеет двухступенчатую высот-
ную структуру, с севера — одноступенчатую, то есть от подножия горы начина-
ется спелый, с высокой сомкнутостью крон, зеленомошный ельник. Луговое
окаймление с севера идёт не от подножия, а непосредственно по северному
склону горы.

Как уже отмечалось, холм имеет крутые склоны, в привершинной части
крутизна достигает 30°. Подход к храму, занимающему спланированную пло-
щадку на самой вершине, оформлен в виде спиралевидного пандуса с выложен-
ными валуном вертикальными стенками. Это визуально увеличивает масшта-
бы храма и высотные амплитуды ландшафта. Тому же способствуют высокие
валунные фундаменты трапезной и келейного корпуса, образующие рельефные
выступы на склоне горы и как бы приподнимающие постройки скита над по-
верхностью земли. По спирали поднимается подъездная дорога к основному
ансамблю скита, начинаясь у южного подножия, рядом с церковью Воскресе-
ния, и подводя к келейному корпусу и постройкам на северном склоне горы.
У южного подножия проходит основная проезжая дорога, соединяющая Троиц-
кий скит с губой Капорской. С этой дороги на небольшом взгорке-уступе, при-
членённом к склону горы, взору открывается церковь Воскресения. Прямо-
угольная площадка под ней спланирована, имеет обваловку и обводные дре-
нажные канавы, отводящие склоновый сток. Таким образом, несмотря на
размещение церкви у подножия Голгофы, соблюдается неписаный ландшафт-
ный канон: визуально, с дороги, она воспринимается находящейся на возвыше-
нии. От восточного угла церкви вверх уводит еловая аллея (сейчас слабо про-
слеживается), выходящая к лужайке перед трапезной. Остальные части склонов
(за исключением северного, о котором говорилось выше) облесены, насажде-
ния имеют парковый характер. Сооружения основного ансамбля скита находят-
ся в полуразрушенном состоянии, однако здесь начаты реставрационные работы.


Культурный ландшафт как объект наследия

Нижняя церковь отреставрирована, восстановлен дом для монашеской бра-
тии и, что самое главное, возобновилась скитская жизнь на Голгофе.

Луговой пояс в целом обращён к югу — благодаря преобладающим экспо-
зициям склонов и планировке. В центральном его секторе, прямо под горой,
между проезжей дорогой и побережьем озера Банного, размещались огороды,
о чём можно судить ныне по флористическому составу лугового высокотравья.
Под них были спланированы две разноуровневые террасы, разделённые дре-
нажной канавой. Канавы и каналы шли также по периметру огородов, сбрасы-
вая избыточную влагу в озеро.

С западной и восточной стороны Голгофу обходили болотные лога, спус-
кавшиеся к тому же озеру Банному. Они были освобождены от леса, мелиори-
рованы и освоены под луговые угодья. Угодья спланированы небольшими уча-
стками (0,2–0,4 га) соответственно рельефу, имеют южную экспозицию, одина-
ковую ориентацию (150°) и обведены дренирующими их канавами и каналами,
постепенное разрушение которых ведет к вторичному заболачиванию и зарас-
танию лугов берёзовым мелколесьем.

Своеобразным акцентом культурного ландшафта в восточном секторе лу-
гового пояса является оз. Садок, имеющее правильную прямоугольную форму,
что указывает на его отчасти искусственное происхождение. Его назначение
фиксирует топоним. С озером Банным, находящимся на значительно более
низкой гипсометрической отметке, его соединяет канал.

Прибрежная часть озера Голгофского с пристанью и озеро Банное с окайм-
ляющими его лесными берегами образуют озёрно-лесной ярус культурного
ландшафта Голгофы. Озёра соединяет канал, обеспечивавший проточность
Банного и в расчищенном виде пригодный для транспортного сообщения.
В настоящее время он не вполне исполняет своё назначение, в результате берега
оз. Банного подтоплены, у истока канала образовались сфагновые сплавины.
У выхода канала воз. Голгофское, на живописном лесном берегу, была устроена
пристань. От неё сохранились полукруглая, сложенная из валунов площадка и
остатки сгнивших деревянных свай, возвышающиеся над озёрной гладью. С ос-
новной проезжей дороги к пристани идёт ответвление. Таким образом, транс-
портная сеть пронизывает все части культурного ландшафта скита, обеспечи-
вая внутренний и внешний вещественно-энергетический обмен в социокуль-
турном пространстве.

Монастырские дороги благодаря их инженерному устройству являются
органичной частью культурного ландшафта. Они очень хорошо адаптированы
к рельефу, удачно используют его формы, изгибы, перепады. В геодинамически
неустойчивых зонах они укреплены и подсыпаны, а на избыточно увлажнён-
ных участках — обеспечены отводящими сток канавами. Как правило, дороги
маркируют внутриландшафтные границы. От основной проезжей дороги, иду-
щей мимо Голгофы, есть ответвление на север, к Кирилловской тоне. Оно про-
ходиту восточного склона горы и имеет своеобразную крестообразную развяз-
ку с дорогой, поднимающейся в гору.

Эстетика ландшафта Голгофо-Распятского скита сдержана, сурова, макси-
мально использует и включает в культурное пространство естественную природ-
ную красоту местности. Это непосредственно связано с семантикой ландшафта,


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

идущей от преданий о преподобном Иове (в схиме — Иисусе) — основателе
скита. Одно из преданий гласит, что Иову было явление Божьей Матери, указав-
шей на это место как место второго распятия. Отсюда основные топонимы — го-
ра Голгофа, Голгофское озеро. Импульс информационного поля, заданного пре-
данием, определил особенности монашеской жизни в скиту, его особо строгий
устав и, что особенно важно для данного исследования, характер и масштаб пре-
образующей ландшафт деятельности. Когда в двадцатые — тридцатые годы ми-
нувшего столетия Соловки были превращены в специализированную тюрьму,
этой участи не миновал и Голгофо-Распятский скит, как бы следуя своему пред-
назначению — быть местом мученичества. В память об этих событиях на одном
из ближайших к Голгофе с запада невысоких холмов поставлен поклонный
крест — он находится за планировочными границами скита, но принадлежит его
семантическому пространству, поскольку визуально связан с храмом Распятия.

Отметим, что архитектурный ансамбль Голгофы — основная визуальная
доминанта острова. В рукотворном ландшафте скита храмовый комплекс слу-
жит системообразующим планировочным центром, а по отношению к острову
становится символическим центром и создаёт ассоциативное ландшафтное по-
ле острова, о чём уже было сказано.

Напомним, что называя ландшафт рукотворным, в составе его территори-
альных комплексов предполагают наличие и иных типологических разностей, но
именно рукотворное начало определяет облик такого ландшафта. Кроме того,
существуют переходные, близкие к рукотворным ландшафтам территориаль-
ные комплексы. В частности, своеобразный аспект в культурное освоение про-
странства вносили береговые (периферийные) хозяйственные и транспортные
зоны обслуживания культурных центров: пристань Кеньга, Спасательная стан-
ция, Кирилловская тоня, Капорский берег, Городки. Мы отмечали присутствие
знаково-символической маркировки в этих зонах — основных «входах» на ост-
ров. А вот об их функциональном назначении, особенностях хозяйственной
жизни монастыря свидетельствуют сохранившиеся и руинированные жилые и
хозяйственные строения и сооружения. В ряде случаев они образуют небольшие
усадьбы — переходные формы к рукотворному ландшафту. К последнему при-
ближался ландшафт Кирилловской тони, но разрушение строений и сооруже-
ний с сопутствующей регрессией прилежащих угодий не позволяет сегодня счи-
тать ландшафт рукотворным в полной мере. Ландшафты вокруг Спасательной
станции и в Городках в связи со скромными масштабами усадеб и отсутствием
в них антропогенных морфоструктур рельефа можно идентифицировать толь-
ко как рукотворные фрагменты ассоциативного ландшафта. На мысе Кеньга
ландшафт следует отнести к ассоциативно-эволюционировавшему, поскольку
окрестности пристани были очищены от леса и превращены в суходолы, кото-
рые ныне трансформировались в воронично-щучковые пустоши. Во всех местах
наблюдается интенсивное разрушение хозяйственных комплексов, о былом об-
лике которых скоро можно будет судить только по сохранившимся фотографи-
ям, зарисовкам и снятым с местности планам размещения построек.

Усадьба в Кирилловской тоне занимала около 1 га и включала многочис-
ленные постройки, судя по руинированным их остаткам и сохранившимся
микроформам рельефа. Она располагалась на одной из низких выровненных


Культурный ландшафт как объект наследия

морских террас на высоте около 2 м над морем, в куту морского залива, скрытая
от морских и атмосферных волнений. С её северо-восточной стороны, на шири-
ну стоящего здесь сохранившегося амбара, был вырыт небольшой ров, за гра-
ницею которого вороничные растительные сообщества резко отличаются от
растительных комплексов усадьбы, где велика роль злаков и разнотравья.
С юго-востока границей служило море, а за широким пляжем шел невысокий,
в полтора метра, береговой уступ, ныне заросший элимусом и красной овсяни-
цей. С северо-запада усадьбу ограничивало естественное поднятие рельефа —
склон гряды, на вершине которой, строго на север, стояла часовня. У подножия
склона располагались, по-видимому, подсобные хозяйственные строения и был
небольшой огород, занятый теперь луговым разнотравьем и злаками (красная
овсяница, душистый колосок, щучка, пырей, колокольчики, пижма, тысяче-
листник, щавелёк, золотая розга, кипрей, герань, гвоздика песчаная, манжетка
и т. д.) на площади 40х15 м. Огород защищён с севера, со стороны склона гря-
ды, подпорной каменной стенкой и по перпендикуляру, с востока, земляным
валом высотой около 1м Юго-западная граница определялась крайними строе-
ниями, развалы которых отмечают теперь берёза и кипрей.

Окружающая усадьбу местность — это небольшой полуостров, с южной
стороны которого (где расположена усадьба) по берегу простираются широкие
белые песчаные пляжи, нигде более на Анзере не встречаемые. Примерно на-
против усадьбы находилась пристань (она не сохранилась), а немного южнее, на
берегу — ворот для подъёма рыболовных снастей (его остатки сохранились).
Вдоль полуострова идёт небольшая, образованная морскими валами гряда, соз-
дающая местный водораздел, являющаяся осью поднятия (напомним, что от-
дельные участки острова продолжают подниматься и это отражается в рельефе)
и защитным барьером для южного берега. Часовня стояла как раз на её гребне,
открытая всем ветрам и хорошо отовсюду просматриваемая. Северный макро-
склон полуострова более выположенный, с обширными морскими террасами.
О геологической молодости территории свидетельствуют плоские блюдцеоб-
разные высохшие днища отшнурованных морских лагун, образовавших уни-
кальную разновозрастную серию по мере поднятия полуострова. По центру
«блюдец» выкопаны небольшие колодцы, служащие источником пресной во-
ды. Нижняя из отшнурованных лагун превратилась в озеро с поросшими
берёзой и можжевельником береговыми склонами, оно находится как раз на
перешейке полуострова. Чуть южнее к перешейку выходят дюны — частью
развеваемые, частью задернованные и поросшие молодой сосной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: