Ассоциативные ландшафты

Соловецкая история богата событиями, преданиями, легендами. Таков и
Анзер. Каждый участок его «дышит» исторической памятью. Ассоциативное
насыщение ландшафта очень высоко и связано, прежде всего, со становлением
анзерских скитов. Но не только. Здесь и языческая культура оставила свои па-
мятники, и трагедия Соловецкого лагеря являет свои следы. Практически лю-
бой рукотворный элемент, имеющий мемориальное значение (развалины
строений, дороги, кресты, каналы, причалы, святилища), делает ландшафт ас-
социативным. Любое историческое повествование, географически конкретизи рованное,


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

любой топоним, связанный с исторической личностью, достигают
той же цели. Таковы Петровские городки, Кирилловская тоня, Елеазарова пус-
тынь, Святой колодец, многочисленные озёра, носящие имена поселявшихся у
них отшельников. Из этих комплексов и объектов в единстве с их природным
окружением формируются элементарные ассоциативные ландшафты. При
этом материальных свидетельств истории в них может и не сохраниться, но ин-
формационное поле ландшафта изменяется, в культурном пространстве остро-
ва он получает ассоциативное значение. Отметим, что ассоциативные ланд-
шафты — одна из основных ценностей всего Соловецкого архипелага и в мона-
стырском ландшафте их роль особенно велика.

Ассоциативные ландшафты могут быть освоены культурой опосредованно,
без изменения их природной ритмики и эволюции, путем включения в истори-
ко-культурное пространство в качестве памятных мест иноческого уединения,
мест памятных исторических событий, сакральных территорий, исторических
пейзажей. Основной критерий отнесения территориального комплекса к ассо-
циативному ландшафту — его историко-культурная самоценность и информа-
тивность на фоне естественной природной геодинамики. Дополнительные кри-
терии — наличие свидетельств, напоминающих об историко-культурной значи-
мости места в форме знаков-символов, материальных памятников, топонимов и
преданий, то есть наличие семантических свидетельств в ландшафте.

Последние, как уже отмечалось, обязательно присутствуют в монастыр-
ском ландшафте и в ряде случаев имеют определяющее значение для его фор-
мирования. Так, весь остров Анзер может быть отнесён к ассоциативному ланд-
шафту благодаря храму Гол-
гофо-Распятского скита на
холме, носящем имя «Голго-
фа». Храм символически воз-
вышается над всем островом,
создаетего семантическое по-
ле, является визуально-пла-
нировочной доминантой.

Голгофо-Распятский скит — семантический центр острова (фото Ю. Захарова)

Религиозно-знаковая
маркировка острова имеет
особое значение. Как уже от-
мечалось, основным симво-
лом и планировочной доми-
нантой служит храм на горе
Голгофе. Его кресты и купола
были хорошо различимы со
всех сторон света при подхо-
де к острову, его ярко-белый
силуэт парит над зеленью ок-
ружающих его холмов. Но с приближением к острову эти холмы скрывают его из вида. Тогда его облик заменяет целая



Культурный ландшафт как объект наследия

береговая система поклонных, обетных и приметных крестов и часовен, яв-
ляющая семантику острова, напоминающая о его назначении и как бы охра-
няющая подступы к нему. Важно отметить, что визуальное воздействие сочета-
лось со смысловым воздействием топонима — имя «Голгофа» свидетельствует
больше, чем любые пояснения.

Кресты стояли на всех мысах, иногда — между мысами (в частности, между
м. Кеньга и м. Подгорным), если требовалось поддержать семантическое поле
ландшафта. Крест служил основным средством маркировки духовно-символи-
ческого пространства сакрального комплекса (Столяров, 2001). Особенно в
этом отношении велика информативность юго-западной части побережья. Не-
которые просматриваемые с моря поклонные кресты стояли в глубине острова.
Кресты на оз. Щучьем и оз. Трегубом, по-видимому, напоминали о двух скитах,
определяя направления их нахождения. С северных морских просторов был ви-
ден крест на горе Вербокольей — самой высокой гипсометрической отметке
острова, где, по преданию, находились кельи монахов-пустынников. При всех
береговых хозяйственных комплексах, то есть на основных подходах с моря,
были поставлены часовни (пристань Кеньга, Спасательная станция, Кириллов-
ская тоня, Капорская губа). Вся эта система берегового означения пространства
имела не только религиозно-идеологическое назначение, но и функциональ-
но-прикладное, ориентируя на местности мореплавателей. Так, ряд крестов сто-
ял в Троицкой губе, указывая путь по ней к сердцу острова — Свято-Троицко-
му скиту (Гемп, 1983). К сожалению, все эти объекты планомерно уничтожа-
лись или разрушались с течением времени.

Духовно-символическая маркировка пространства отличалась системной
целостностью, обозначала весь остров как святое место, но в ней выделялись
подсистемы, принадлежащие территориально локализованным святым местам
внутри острова. К ним, в первую очередь, относятся скиты. При скитах форми-
ровался рукотворный культурный ландшафт. Религиозно-знаковая символика,
как правило, являлась частью его. В функционально-планировочной и визуаль-
ной связи с главными храмами скитов находились некоторые поклонные кре-
сты — места памяти и молитвенного уединения. Они находились на возвышен-
ных местах, на границах рукотворного ландшафта либо вне его, и тогда ассо-
циативный ландшафт формировался в деятельностном пространстве скита. Из
обнаруженных Соловецким отрядом Института Наследия мест их былого раз-
мещения отметим участок в 300 м к юго-юго-западу от храмово-келейного
корпуса Троицкого скита, на небольшом облесённом елью холме с запада от
оз. Святого, на границе усадьбы, а также участок в 500 м к западу отхрама Рас-
пятия, на вершине холма с восточного берега оз. Малое Елеазаровское, при до-
роге, вне границ усадьбы. На полпути между этим последним крестом и храмом
недавно установлен замечательной резьбы поклонный крест в память о муче-
никах концлагерей. Таким образом, монастырская культура восстанавливается
в ландшафте начиная с храмов и крестов.

Кроме скитов, к особым святым местам на острове относятся Елеазарова
пустынь и Святой колодец. Ныне Елеазарова пустынь — поросший елью и
берёзой холм у дороги, обращённый одним из своих склонов к северо-восточ-
ному берегу оз. Большое Елеазаровское. Раскопки подтверждают нахождение


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов


здесь в прошлом целого комплекса сооружений, а расположение именно здесь
кельи преподобного Елеазара аргументируется целым рядом свидетельств, за-
фиксированных в преданиях, житийных описаниях, топонимах (Столяров,
2001). Поклонный крест, стоящий на холме у оз. Малое Елеазаровское (о нём го-
ворилось выше), находился примерно на равном расстоянии как от храма Рас-
пятия, так и от Елеазаровой пустыни и имел с обоими хорошие визуальные свя-
зи. Другой поклонный крест, относящийся, очевидно, к семантике Елеазаровой
пустыни, был найден у истока ручья, вытекающего из оз. Большого Елеазаров-
ского. Возможно, он был сброшен в озеро непосредственно от пустыни: крутиз-
на обращенного к озеру склона холма очень велика, до 30°. Следов иных религи-
озных символов, значимых для ландшафта, здесь не сохранилось. Наличие ар-
тефактов, исторического предания и соответствующих топонимов позволяет
рассматривать эту территорию в качестве ассоциативного ландшафта.

Святой колодец — памятное место, связанное с именем св. Елеазара Анзерского (фото М. Кулешовой)

Другой пример — окрестности Святого колодца, в 1 км по дороге от
Свято-Троицкого скита к Спасательной станции. Колодец устроен в месте вы-
хода ручья из-под невысокого, но крутого уступа моренной гряды, на границе
ландшафтов водно-ледникового и морского генезиса. От колодца ручей стекает
в моховое безлесное болото, расположенное чуть ниже в северо-восточном на-
правлении, где он и теряется. От дороги, которая идёт среди спелых чернич-
но-зеленомошных сосняков по бровке уступа, к колодцу подводит берёзовая
аллея (она начинается перед подъёмом дороги на гряду). В конце аллеи, перед

колодцем, установлен поклонный
крест, отреставрированный в кон-
це 1990-х годов. По другую сторо-
ну дороги, при подъёме на гряду
находится захоронение, отмечен-
ное крестом (документальных све-
дений о нём не сохранилось). Ко-
лодец был обустроен, над ним
была сооружена беседка, перед
ним — небольшая площадка. Свя-
тость места определяется предани-
ем об устроителе колодца — свя-
том Елеазаре — и фиксируется по-
клонным крестом (символ) и то-
понимом (имя). Интересно, что
объект, формирующий ассоциа-
тивный культурный ландшафт,
находится на границе природных
ландшафтов, объединяя в единое
культурное пространство генети-
чески различные природные ком-
плексы: участок водно-леднико-
вой поросшей сосной гряды с про-ходящей здесь дорогой и захоро-нением, затем — подножие склона



Культурный ландшафт как объект наследия

гряды, по которому идёт аллея и где размещаются колодец с поклонным кре-
стом, и, наконец, прилегающий болотный массив (основное пейзажное поле пе-
ред колодцем), биоценозы которого находятся под непосредственным воздей-
ствием ручьевого стока. Все эти структурные составляющие находятся в отно-
шениях жёсткой геосистемной взаимосвязи, что обеспечивает геодинамиче-
скую целостность сложенного ими территориального комплекса.

Исторические события давнего прошлого зафиксированы в ландшафте
иногда очень оригинальным способом. Так, у южного побережья Анзера, в зоне
осушки, напротив урочища Городки, находится остров, имеющий форму пира-
миды высотой около 7 м. В часы отлива хорошо просматривается идущая от бе-
рега к пирамиде песчаная коса. По существующей легенде, пирамида сложена
солдатами Петра I во время пребывания на Соловках его флота в ознаменование
этого события. Однако обследования, проведённые в 1994–95 гг. Г. Н. Колосовой,
не подтверждают эту версию. На вершине пирамиды — слой торфа, в слагаю-
щих её толщах — линзы ракушечника, и только необычайная правильность
формы наводит на мысль о её искусственном происхождении. Возможно, этот
остров был как-то оформлен, досложен, означен (например, приметным кре-
стом), что послужило основанием для возникновения легенды и, благодаря ей,
сформировало ассоциативный культурный ландшафт, включающий остров,
прилегающие по радиусу отмели и береговые участки Анзера, композиционно
значимые в сложившемся историческом пейзаже. Имея значительный «визуаль-
ный бассейн» и рельефные формы, остров должен был входить в систему зна-
ков-символов, маркирующих природно-культурное пространство Анзера.


В географии ассоциативного культурного ландшафта Анзера прослежива-
ется одна примечательная особенность, а именно — тяготение различного типа
культур к определённым точкам островного пространства. Выше отмечалось,
что все островные мысы были означены крестами или даже группами крестов,
их «визуальные бассейны» в ряде случаев перекрещивались или соприкасались
именно благодаря такому расположению. В то же время к мысам тяготеют са-
кральные археологические памятники языческих культур: лабиринты, выкладки,

Петровский городок — остров-томболо у южного побережья острова. По преданию, был сложен солдатами Петра I (фото М. Кулешовой)

Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

курганы и т. д. Приметные кресты устанавливались в непосредственном со-
седстве с ними, и при установлении крестов археологические памятники не
уничтожались. Следует принять во внимание и ещё одну мотивировку, связан-
ную с концепцией природно-культурного каркаса (см. ниже): сакральная дея-
тельность языческих племён тяготела к зонам наибольшего геоэнергетического
обмена, то есть к участкам побережья, наиболее подверженным воздействию
морских стихий и атмосферных процессов. Возникает вопрос — почему? Види-
мо, сакральная деятельность подразумевала обращение к языческим божест-
вам, экоцентричные языческие культуры отождествляли проявление божест-
венных сил с силами природы, которые наиболее наглядно демонстрировали
себя на островных мысах.

Однако, каковы бы ни были причины культурного освоения пространства
мысов, оно привело к формированию своеобразных сакральных ландшафтов,
которые в системе типологических категорий ЮНЕСКО занимают промежу-
точное положение — это отчасти ассоциативные, а отчасти и эволюциониро-
вавшие ландшафты. Как наиболее сохранившийся, разнообразный и структу-
рированный выделяется ландшафт мыса Колгуев. Археологические комплексы
других мысов, за исключением лишь мыса Лабиринтов, либо подверглись зна-
чительному зарастанию, либо слабо выражены и с трудом поддаются иденти-
фикации. Однойиз особенностей монастырской культуры, как уже отмечалось,
является тяготение к языческим сакральным комплексам. Это относится как к
знаково-символической маркировке территории, так и к размещению хозяйст-
венных комплексов в зоне побережья, где они непосредственно соседствовали с
языческими святилищами. Так, венцы монастырских изб сохранились на мысе
Колгуев, рядом с каменными выкладками, в обозначенном крестами ландшаф-
те. На восток от Кирилловской усадьбы, сразу за рвом-границей, можно разли-
чить ряд каменных выкладок, группы которых встречаются и дальше, по север-
ному побережью полуострова.

Справедливости ради отметим, что субкультуры, приходившие на Анзер
после упразднения монастыря, играют определённую роль в формировании ас-
социативного ландшафта. Однако роль эта, в основном, чисто мемориальная,
обусловленная наличием артефактов лагерного прошлого Соловков. Субкуль-
туры советского периода уже не творили новую красоту ландшафта, не утруж-
дали себя вхождением в семантику ландшафта (напротив, отрицали её), они
просто прагматически использовали имевшуюся инфраструктуру, заботясь от-
части об инженерно-техническом состоянии используемых объектов, но не
привнося ничего существенного, что формировало бы устойчивый облик ланд-
шафта. Так, сохранились (в развалинах) лагерные бараки в Кирилловской тоне,
южнее усадьбы. Заросшие фундаменты строений и развалы печей можно обна-
ружить по дороге от Капорской губы к мысу Лабиринтов. Их следы постепенно
стираются, ландшафт утрачивает «память» оних, они не хранимы ни предания-
ми, ни топонимами, ни какой-либо созидательной идеей или просто целесооб-
разностью. Лагерная трагедия острова Анзер запечатлена в воспоминаниях, до-
кументах, настенных надписях, сделанных заключёнными в храмах и мона-
стырских избах. В совокупности всё это придает мемориальное звучание
культурным ландшафтам острова.


Культурный ландшафт как объект наследия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: