Великобритания

В Великобритании подходы к охране наследия имеют существенные регио-
нальные различия, зафиксированные в рамках существующих законодатель-
ных систем для Англии, Шотландии и Уэльса. В отношении охраняемых терри-
торий наиболее существенные различия наблюдаются между Англией и Шот-
ландией. Что касается Уэльса, то для этого региона наиболее значима фиксация
национальных отличий не в области территориальной организации, а в языке,
литературе и музыке.

Государственное управление охраняемыми территориями национального
значения основывается на принятом в 1995 г. «Законе об окружающей среде»
(Бишоп и др., 2000). Вопросами создания охраняемых территорий национально-
го значения занимаются Государственный секретарь и специальные комиссии.

Большую роль в сохранении культурного наследия, и прежде всего —
культурного ландшафта, в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии играют на-
циональные парки, территории исключительной природной красоты,
в Шотлан-
дии — национальные парки, территории национального пейзажа (national scenic
areas), территории природного наследия и региональные парки
(Зарубежное зако-
нодательство…, 1999, Benefits beyond boundaries, 2003). Национальный парк
«Lake District» в Англии рассматривается в качестве претендента на включение в
Список Всемирного наследия в связи с духовным воздействием его природных
ценностей на поэтов и художников (в содержательном плане это — ассоциа-
тивный культурный ландшафт).

По классификации Международного союза охраны природы (IUCN) боль-
шинство охраняемых территорий Великобритании, включая национальные
парки, относится к категории V — «охраняемый ландшафт». На них проживает
несколько сотен тысяч человек, осуществляется традиционная хозяйственная
деятельность, цели охраны природы согласуются с целями устойчивого разви-
тия и поддержания культурной идентичности.

В Англии и Шотландии проведены широкомасштабные исследования и
оценка основных характерных свойств ландшафтов, составлены подробные
описания и карты. В Англии выделено 159 характерных ландшафтных террито-
рий, в Шотландии — 50. По существу это — детальное культурно-ландшафт-


Культурный ландшафт как объект наследия

ное районирование территории страны с рекомендациями по использованию и
развитию различных в ландшафтном отношении районов. Кроме того, для
Шотландии выделена 21 зона природного наследия на основе ландшафтной и
биогеографической информации (Landscape Character…, 2000).

Для Англии и Шотландии составлены государственные списки историче-
ских парков и садов, проводится регистрация полей сражений. Территориальная
охрана этих объектов, предусматривающая создание охраняемых территорий,
предоставлена местным властям, что имеет большую общественную поддержку.

В Великобритании роль государства в управлении объектами культурного
наследия не является определяющей, основное значение имеют общественные
организации и местные власти. Так, общеизвестен вклад частной собственности
и частных вложений в систему охраны объектов наследия Великобритании;
управление этой системой осуществляет общественная организация — Natio-
nal Trust (национальный траст) — крупнейший собственник исторических са-
дов и парков, деревень, поместий, участков относительно девственной приро-
ды. Согласно действующему законодательству, продажа собственности траста
возможна только с разрешения британского парламента; при передаче трасту
частных поместий за их бывшими владельцами сохраняется право пожизнен-
ного проживания в них (что предотвращает продажу этих поместий случайным
лицам), а передача земельных угодий предусматривает поддержку историче-
ских форм фермерства (Jenkins, 1995).

США

Основные задачи сохранения национального культурного и природного
наследия на государственном уровне решаются в США через Министерство
внутренних дел и Консультативный Совет по сохранению памятников истории
при Президенте и Конгрессе США. Эта страна выделяется чрезвычайным разно-
образием форм территориальной охраны. Только в системе Службы нацио-
нальных парков насчитывается 24 категории охраняемых территорий, а с
учётом территорий, охраняемых совместно с другими ведомствами (Службой
леса, Службой рыбы и дичи, Бюро землепользования),— более 35 категорий,
используемых для целей сохранения как природных, так и историко-культур-
ных феноменов. Из наиболее значимых для охраны культурного наследия и,
в особенности, культурного ландшафта следует назвать исторические парки, ис-
торические местности, памятники, мемориалы, поля сражений, военные парки.

Примечательно, что в США статус исторического парка может получить целый
город (например, Harpers Ferry), а согласно решению национального отделения
ICOMOS, исторический городской ландшафт рассматривается как тип культур-
ного ландшафта. Национальные парки США не относятся к ведущим формам
охраны культурного наследия, однако функционально они к этому приспособ-
лены, и их проектное обеспечение обязательно включает проработку вопросов
управления культурными ценностями (Охрана наследия…, 1995).

Правовые основы сохранения природного и культурного наследия, в част-
ности, путём создания охраняемых территорий, определяют: «Закон о древно-
стях» 1906 г., «Закон о национальных парках» 1916 г., «Закон об участках нетро-


468


Управление культурными ландшафтами

нутой природы» 1964 г., «Закон об охране памятников истории, имеющих на-
циональное значение» 1966 г. (Охраняемые природные…, 1999). Основная
ответственность за национальное наследие возложена на министра внутренних
дел, реализующего свои правомочия через Службу национальных парков. Ми-
нистр ответствен за ведение Национального реестра памятников, причём к па-
мятникам в США могут быть отнесены не только отдельные объекты и ансамб-
ли, но целые районы и территории. Существенная черта государственного
управления — установка на сотрудничество с различными организациями и
лицами и содействие им в деле охраны национального наследия, включая объ-
екты, не относящиеся к федеральной собственности (Зарубежное законодатель-
ство…, 1999).

Методический инструментарий охраны объектов культурного наследия, в
частности, культурного ландшафта, представлен в серии специальных реко-
мендаций, подготавливаемых и распространяемых Службой национальных
парков. Так, существуют рекомендации по определению границ исторических
комплексов, по оценке, документации и сохранению сельских ландшафтов, ру-
котворных ландшафтов, объектов живой традиционной культуры (National
Register…).

В деле охраны наследия велика роль общественных организаций, в особен-
ности такой организации, как Национальный Траст США. В его руководящие
органы входят не только известные общественные деятели, но и высокопостав-
ленные государственные чиновники. Небезынтересно отметить, что в США су-
ществует и такая организация, как Общество друзей русской усадьбы, оказы-
вающее содействие в сохранении культурного наследия России, в частности,
усадебных ландшафтов на территории российских музеев-заповедников («Яс-
ная Поляна», «Хмелита»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: