Германия. В Германии основные управленческие решения по охране наследия прини- маются на уровне отдельных земель (субъектов федерации) и магистратов

В Германии основные управленческие решения по охране наследия прини-
маются на уровне отдельных земель (субъектов федерации) и магистратов.

Система охраняемых территорий Германии предназначена, в первую оче-
редь, для решения природоохранных задач, и её основные категории фиксиру-
ются федеральным законом «Об охране природы», но учреждаются они прави-
тельствами земель. Некоторые из них представляют несомненный интерес и
для охраны культурных достопримечательностей, в особенности культурных
ландшафтов. Таковы охраняемые ландшафты (занимают 1/4 территории стра-
ны), природные парки,отчасти памятники природы и территории охраны приро-
ды. Национальные парки
не предназначены для решения задач сохранения куль-
турного наследия, однако часть их имеет статус биосферных резерватов (в част-
ности, Баварский лес), для которых должна быть значима функция охраны
культурных ландшафтов.

Общие положения по охране памятников культуры Германии зафиксиро-
ваны в федеральных законодательных актах, касающихся территориального
планирования и строительства. Их конкретизация вынесена на уровень субъек-
тов федерации (земель), которые могут принимать собственные законы по ох-


Культурный ландшафт как объект наследия

ране памятников, создавать соответствующие ведомства и определять полно-
мочия различных органов управления в этой сфере (Охраняемые природные…,
1999, Зарубежное законодательство…, 1999).

Федеральным законом «Об охране природы» и законодательными актами
субъектов федерации закреплена процедура ландшафтного планирования тер-
ритории Германии (содержательным аналогом которому в России до недавнего
времени были территориальные комплексные схемы охраны природы), в про-
цессе которого предусматривается идентификация ценностей ландшафта,
включая ценности наследия, что обеспечивает целостный подход к управлению
национальным наследием при большой самостоятельности регионов и мест-
ных сообществ. Верхним уровнем ландшафтного планирования являются тер-
ритории субъектов федерации (зeмли), для которых разрабатываются ланд-
шафтные программы, для отдельных районов и регионов предусмотрены ра-
мочные ландшафтные планы, а для магистратов — ландшафтные планы.
Требования и ограничения, устанавливаемые в результате ландшафтного пла-
нирования, обязательно учитываются в процессе общего территориального
планирования (содержательным аналогом которому в России выступала рай-
онная планировка, а с введением в действие Градостроительного кодекса — тер-
риториальные комплексные схемы градостроительного развития). Основные
отличительные черты ландшафтного планирования в Германии — вовлечение
всех заинтересованных лиц в процесс принятия решений и обязательность ис-
полнения принятого плана (Винкельбрандт, Шиллер, 2000).

В 2002 г. закон «Об охране природы» был обновлён и включил многиепо-
зиции, касающиеся управления ландшафтами. Германское законодательство
сегодня полностью соответствует требованиям Европейской конвенции о ланд-
шафтах. В то же время Германия не торопится ратифицировать эту конвенцию,
поскольку нормы национального законодательства и ландшафтная политика в
ряде случаев превосходят требования конвенции (Websky M., 2002).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: