Заключение. вторам этой книги хотелось бы, чтобы её читатель ощу- тил масштабность и значимость проблемы сохранения культурного ландшафта как одного из важнейших объектов

А

вторам этой книги хотелось бы, чтобы её читатель ощу-
тил масштабность и значимость проблемы сохранения
культурного ландшафта как одного из важнейших объектов наследия. При
этом мы постарались охватить как можно больше аспектов данной проблемы:
описать сам феномен культурного ландшафта как части особо ценной истори-
ко-культурной и природной среды, раскрыть его типологическое разнообразие,
определить подходы к культурно-ландшафтному районированию самых раз-
личных территорий — от страны до небольших историко-культурных музе-
ев-заповедников и национальных парков. Однако самое главное, что мы хотели
бы донести до нашего читателя, это то, что рассмотрение культурного ланд-
шафта как объекта наследия позволяет решить многие фундаментальные про-
блемы, стоящие сегодня перед мировым сообществом. Среди такого рода про-
блем — сохранение культурного и природного разнообразия Земли, отдельных
её регионов, переход к устойчивому развитию общества и окружающей среды.

Самое серьёзное внимание мы уделили и практическим проблемам, связан-
ным с управлением культурным ландшафтом, и разработке реальных средств и
механизмов его сохранения и реставрации. Однако мы прекрасно понимаем, что
это только первые шаги на пути формирования целостной системы методов,
практических рекомендаций и методик, которые бы смогли обеспечить сохране-
ние всего многообразия культурных ландшафтов, определяющих истинное
богатство культурного и природного наследия России, отдельных её регионов.

Культурный ландшафт — результат совместного творчества человека и
природы. Как человек обладает волеизъявлением и целеполаганием, так и при-
роде свойственны целесообразность и направленность развития. Как творче-
ский гений человека, так и силы природы создают шедевры красоты и чудеса
инженерии, но могут и разрушить плоды своих трудов. В культурном ланд-
шафте это равные участники процесса созидания, даже если такой ландшафт
хранит следы великих трагедий. Культурный ландшафт — целостный терри-
ториальный комплекс, в котором культурные, природные, социальные и хо-
зяйственные компоненты и структуры находятся в системной взаимосвязи и
исторической взаимообусловленности. Культурный ландшафт — хранитель
информации о прошлом, настоящем и будущем конкретной территории и на-
селяющего её социума.

Концепция культурного ландшафта может и должна служить методологи-
ческой основой территориального планирования. В концепции культурного
ландшафта заложено восприятие пространства как сложной иерархически со-


Заключение

подчинённой многокомпонентной системы, все части которой выполняют оп-
ределённые функции и находятся во взаимодействии. Направленные измене-
ния какой-либо из составляющих ландшафт частей приводят к изменениям во
всей системе. Понимание территории как системного целого даёт средства к оп-
тимизации управления территориальным развитием и возможность предупре-
ждения повторяющихся конфликтов между природой, населением и хозяйст-
венным комплексом.

В концепции культурного ландшафта важная роль отводится идентифика-
ции, инвентаризации и оценке всех компонентов ландшафта, как материаль-
ных, так и нематериальных. Выраженность тех или иных свойств и качеств
ландшафта определяет возможность территории выполнять экологические, со-
циальные, культурные, ресурсные функции. Перспективы развития террито-
рии зависят от правильности выбора ведущих функций, от умения поддержи-
вать, оптимально использовать и приумножать основные ценности ландшаф-
та. Гармоничное развитие культурного ландшафта должно основываться на
исторически сложившейся системе ландшафтных ценностей и взаимосвязей.

Любой ландшафт может быть рассмотрен исходя из концепции культурно-
го ландшафта, поскольку он в большей или меньшей мере обладает ценностями
наследия. Однако в практике охраны наследия и территориального управления
основное внимание уделяется ландшафтам наиболее ценным, которые приоб-
ретают статус охраняемых территорий различных категорий.

Наиболее значимые для сохранения культурных ландшафтов законода-
тельные акты ориентированы на защиту объектов, обладающих исключитель-
ной ценностью, через придание им особого правового статуса. Что же касается
сохранения имманентной ценности всей ландшафтной среды той или иной
территории,— эта задача недостаточно проработана на законодательном
уровне, хотя предпосылки к её решению содержатся в системе градостроитель-
ного регулирования и в установленных действующим законодательством про-
цедурах экологической и историко-культурной экспертиз. Следует отметить,
что недостаточность норм прямого действия, несоблюдение принятых право-
вых норм, неразвитость демократических инструментов принятия решений
создают дополнительные сложности в системе правовой защиты культурных
ландшафтов.

Российский ученый Д. С. Лихачёв ввёл в научную лексику понятие «эколо-
гия культуры». Каждая культура, как и отдельный биологический вид, имеет
своё местообитание, свой культурный ландшафт со своими параметрами исто-
рико-культурной среды. В экологии есть понятие критического местообитания,
разрушение которого может повлечь за собой исчезновение вида. Разрушение
традиционного культурного ландшафта также сопряжено с угрозой исчезнове-
ния некоторой культурной общности, что ведёт к утрате культурного многооб-
разия. Если социум не осознаёт свой традиционный ландшафт как непреходя-
щую культурную ценность и условие своего устойчивого развития, у него нет
будущего. Выявить и обозначить ценности культурного ландшафта как нацио-
нальное достояние — ответственная задача, которая должна быть понята и
принята на всех уровнях управления территориальными ресурсами России. Ре-
зультатом демократических преобразований в России должно стать широкое


Культурный ландшафт как объект наследия

участие населения в принятии решений относительно будущего территории
страны, её регионов и местностей. Система ценностей не складывается стихий-
но. Она прививается пассионарными личностями или группами. Традиционное
общество консервативно и будет воспринимать новые или иные ценности с
большой осторожностью. Глобализованное общество с лёгкостью воспринима-
ет всё, что ему предложат.

Мы наблюдаем, с какой скоростью происходит развитие территорий и как
быстро меняется их внешний облик, ресурсный потенциал, культурные функ-
ции и т. д. Что-то неизбежно утрачивается, а что-то приобретается. Всегда ли
приобретения оправдывают утраты? Всегда ли новые функции и объекты тре-
буют принципиальных изменений в структуре ландшафта? Движение к ноо-
сферному будущему планеты ставит условием поддержание высокой инфор-
мативности и качества ландшафта, а значит, тщательный учёт и сохранение
всех его достоинств, составляющих природное и культурное наследие каждого
региона. Охрана наследия может ограничивать возможности активных преоб-
разований территории, но она также создаёт предпосылки и возможности для
разумного и оправданного формирования полноценной среды жизни человека,
пространственное воплощение которой — культурный ландшафт.

Веденин Ю. А., Кулешова М. Е.


Оглавление

Предисловие (Ф. Бандарин)................................................................. 5

Введение (Веденин Ю. А., Кулешова М. Е.).......................................... 7

1 Методология изучения культурных ландшафтов
как объектов наследия

1.1 Культурные ландшафты как категория наследия

(Веденин Ю. А., Кулешова М. Е.)......................................................... 13

1.2 Принципы иметоды оценки культурного ландшафта (Кулешова М. Е.) 37

1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта (Веденин Ю. А.) 68

1.4 Факторы культурно-ладшафтной дифференциации территории —
природный каркас, его экологические функции и природно-культурный
каркас (Кулешова М. Е.)....................................................................... 82

1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства
этнокультуры (Андреева Е. Д.).............................................................. 105

1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
(Калуцков В. Н.).................................................................................... 116

1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической
науке (Оболенская М. А.)....................................................................... 133

2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
как объектов наследия и алгоритмы их описания

2.1 Систематика культурных ландшафтов (Кулешова М. Е.)................... 145

2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном
ландшафте России................................................................................ 163

2.2.1Усадебный ландшафт как тип культурного наследия (Веденин Ю. А.) 164

2.2.2Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании
культурных ландшафтов (Исаченко Т. А.)............................................ 186

2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер, Соловецкий архипелаг
(Кулешова М. Е.)................................................................................... 197

2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
(Горбунов А. В.). 230

2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера....................... 246

2.5.1Функционально-планировочная организация крестьянских культурных
ландшафтов Кенозерья (Кулешова М. Е.)........................................... 247

2.5.2Фольклор как способ отражения культурного ландшафта: по материалам экспедиционных выездов 2000–2002 гг. (Ведерникова Н. М.) 286

601


Культурный ландшафт как объект наследия

2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия

(М. Джонс)............................................................................................ 313

2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических
исследований: на примере района Древнего Радонежа (Чернов С. З.) 322


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: