Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 Г. № 26 «об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств»

Организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания: - активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для Предоставления во временное пользование; - организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов; - активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев; - организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения; - первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства; Переоцененная стоимость – стоимость основного средства после его переоценки. Остаточная стоимость – разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения; Текущая рыночная стоимость – сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях.

ОС по натурально-вещественному составу классифицируются по следующим группам согласно Приложению к постановлению Минэкономики от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств»

1. Здания. 2. Сооружения. 3. Устройства передаточные. 4. Машины и оборудование: а) Машины и оборудование силовые; б) Тракторы сельскохозяйственные; в) Тракторы промышленные; г) Машины рабочие и оборудование; д) Оборудование нефтегазопромысловое; е) Машины и оборудование для производства кровельно- гидроизоляционных и полимерных строительных материалов и прочие. 5. Средства транспортные 6. Инструмент. 7. Инвентарь и принадлежности. 8. Основные средства прочие, используемые в сельском и лесном хозяйстве. 9. Основные средства прочие

Единицей учета ОС является отдельный инвентарный объект, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации.

Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение инвентарных карточек или инвентарных книг производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие основные данные по объекту основных средств: общие сведения об объекте, характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности, нормативный срок службы, срок полезного использования; ресурс объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации), способ и метод начисления амортизации; сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных материалах, а также индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам.

Тема 5. Учет основных средств. Занятие 44. Документальное оформление и синтетический учет поступления основных средств.

Основные средства поступают в организацию в результате:

- внесение учредителями в счет их вкладов в уставный капитал предприятия;

- сооружения или изготовления;

- приобретения за плату у других субъектов хозяйствования и физических лиц;

- получения по договору дарения от других субъектов хозяйствования и физических лиц безвозмездно и т.д.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1). Один из экземпляров акта, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерию организации, которая согласно этим документам открывает инвентарную карточку.

Фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой, установкой и монтажом основных средств и доведением его до состояния, в котором они пригодны к использованию, в бухгалтерском учете отражаются:

Д-т 07 К-т 60 – при приобретении за плату объекта основных средств, требующего монтажа у других субъектов хозяйствования.

Д-т 08 К-т 07 – передача объекта основных средств в монтаж.

Д-т 08 К-т 10, 23, 26, 70, 76, 68, 69 - при выполнении работ по монтажу, строительству объектов основных средств хозяйственным способом.

Д-т 08 К-т 60 – при приобретении объекта основных средств у других субъектов хозяйствования; при выполнении работ по монтажу, строительству объектов основных средств подрядным способом.

Д-т 01 К-т 08 – принятие объекта основных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств форме ОС-1 применяется для оформления отдельных объектов, поступивших путем: - приобретения за плату у других организаций (поставщиков); - строительства хозяйственным или подрядным способом; - получения от других организаций и физических лиц в безвозмездное пользование, по договору дарения; - получения в хозяйственное ведение и оперативное управление. Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством, совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1). Наряду с актом о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) составляется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 – без участия автомобильных транспортных средств (почтой или нарочным).

В акте должна быть описана краткая индивидуальная характеристика объекта, при этом указываются материал, размер и прочие сведения. Акт подписывается комиссией и утверждается руководителем. После утверждения руководителем организации акт передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию) организации. К нему прилагается техническая документация, относящаяся к объекту (чертежи, паспорта и др.). На основании этих документов бухгалтерией организации для учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме библиотечных фондов, независимо от того, находится он на складе, в эксплуатации, или консервации, присваивается инвентарный номер, который состоит из восьми знаков, и производятся соответствующие записи в регистрах бухгалтерского учета. Инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ними на весь период их нахождения в данном учреждении, а инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов не присваиваются объектам, вновь принятым к учету.

Тема 5. Учет основных средств. Занятие 46. Документальное оформление и синтетический учет выбытия основных средств.

Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества.

При выбытии основных средств в результате списания накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются: Д-т 02 К-т а 01.

Остаточная стоимость выбывающих основных средств отражается: Д 91 К 01

Расходы, связанные с выбытием основных средств, отражаются: Д 91 К 60, 69, 70, 76 и др. счетов.

Стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств, отражается: Д 10 К 91

При выявлении недостачи основных средств в результате инвентаризации накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются: Д 02 К 01

Остаточная стоимость недостающих основных средств отражается: Д 94 К 01

Реализация основных средств отражается на счетах учета следующими записями.

Списывается накопленная за весь период эксплуатации сумма амортизации: Д 02 К 01

Списывается остаточная стоимость основных средств, подлежащих реализации: Д 47 К 01

Отражена выручка от реализации основных средств: Д 62 К 91

Начислен НДС из выручки от реализации: Д 91 К 68

Списывается остаточная стоимость реализованных основных средств: Д 91 К 47

Отражен финансовый результат от реализации основных средств (прибыль): Д 91 К 99

Отражен финансовый результат от реализации основных средств (убыток): Д 99 К 91

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по ценам возможного использования. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета реализации и прочего выбытия основных средств.

Выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи оформляется актом о приеме-передаче основных средств формы ОС-1.

Выбытие ОС в результате физического или морального износа оформляются актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств), или актом о списании автотранспортных средств.

В акте приводятся данные, характеризующие объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты; причины выбытия с обоснованием причин целесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт о списании основных средств утверждается руководителем организации. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов о списании основных средств (получения разрешения вышестоящей организации) не допускается.

Накладная на внутреннее перемещение объектов используется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.

Тема 5. Учет основных средств. Занятие 45. Способы начисления амортизации основных средств. Учет амортизационных отчислений

Амортизация представляет собой процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость вырабатываемых с их использованием в процессе предпринимательской деятельности продукции, работ, услуг и включает в себя: распределение рациональным способом амортизируемой стоимости объектов между отчетными периодами, составляющими в совокупности срок полезного использования каждого из них.

Учет амортизационных отчислений ведется на синтетическом счете 02 «Амортизация основных средств». По кредиту отражается начисление амортизации в корреспонденции с дебетом счетов затрат, по дебету её списание (в результате выбытия).

Д-т счета 23 К-т 02 - на начисленную амортизацию основных средств вспомогательного производства. Д-т счета 25 К-т 02 – на начисленную амортизацию основных средств, эксплуатируемых в цехах основного производства. Д-т счета 26 К-т 02 - на начисленную амортизацию основных средств общехозяйственного назначения. Д-т счета 29 К-т 02 - на начисленную амортизацию основных средств обслуживающих производств. Д-т счета 91 К-т счета 02 - на начисленную амортизацию основных средств не участвующих в предпринимательской деятельности, по ОС находящихся в запасе и простое свыше 3-х месяцев.

Существует 3 способа начисления амортизации:

1. Линейный способ начисления амортизации заключается в равномерном начислении амортизации в течение всего срока службы или срока полезного использования объекта основных средств.

2. Нелинейный способ – заключается в неравномерном (по годам) начислении амортизации в течение полезного срока использования. 2.1 Способ уменьшаемого остатка. 2.2 Метод суммы чисел лет. 2.3 Обратный метод суммы чисел.

3. Производительный способ – амортизация начисляется исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной в текущем периоде, к ресурсу объекта (количество продукции в натуральных показателях, которая в соответствии с технической документацией может быть выпущена за весь срок эксплуатации объекта).

Срок службы - период, в течение которого объекты основных средств или нематериальных активов сохраняют свои потребительские свойства. Нормативный срок службы - установленный нормативными правовыми актами и/или комиссией организации по проведению амортизационной политики. Состав комиссии организации по проведению амортизационной политики, ее функции и регламент работы утверждаются руководителем или собственником организации из числа имеющихся в штате специалистов.

Начисление амортизации линейным и нелинейным способами по объектам основных средств и нематериальных активов производится: по вновь введенным в эксплуатацию - с первого числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию. Начисление амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов производительным способом начинается с даты их ввода в эксплуатацию.

Начисление амортизации не производится: во время проведения модернизации объектов, их дооборудования, полной или частичной реконструкции, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования с полной остановкой объекта или его части, а также при консервации.

Начисление амортизации прекращается: по выбывшим объектам основных средств и нематериальных активов, амортизация по которым начислялась линейным и нелинейным способами, - с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия; по выбывшим объектам основных средств и нематериальных активов, амортизация по которым начислялась производительным способом, - с даты окончания эксплуатации в связи с выбытием.

Тема 5. Учет основных средств. Занятие 47. Виды ремонта основных средств, способы их выполнения. Учет затрат по ремонту основных средств

Ремонт – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа.

Модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта

Реконструкция - совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей, обеспечивающая получение более высоких качественных и количественных показателей объекта

Текущий ремонт - это мелкие работы по устранению неисправностей, окраске предметов, регулированию механизмов, замене некоторых деталей. Капитальный ремонт - это полная разборка агрегатов, замена и восстановление всех изношенных деталей и узлов, а также замена изношенных конструкций зданий и сооружений (с периодичностью свыше 1 года).

По окончанию ремонта, реконструкции и модернизации комиссией может составляться Акт о приеме-передаче отремонтированных, модернизированных, реконструированных объектов основных средств.

Ремонтные работы могут осуществляться подрядным и хозяйственным способом. При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются силами своих работников или специальными ремонтными службами.

При проведении ремонта специализированными ремонтными цехами все затраты по ремонту учитываются по дебету счета 23. При этом в учете делаются записи:

Д-т 23 К 10 – списаны материалы на ремонт основных средств;

Д-т 23 К 70 – начислена зарплата рабочим, осуществляющим ремонт;

Д-т 23 К 69 – отчисления в ФСЗН от заработной платы ремонтных рабочих;

Д-т 23 К 76 – отчисления в Белгосстрах от заработной платы рабочих.

В случае отсутствия в организации специализированного ремонтного цеха затраты по ремонту основных средств проводятся по месту их эксплуатации и отражаются записями:

Д-т 25 К-т 10, 70, 69, 76 – на сумму затрат по ремонту основных средств производственного назначения.

Д-т 26 К-т 10, 70, 69, 76 – на сумму затрат по ремонту основных средств административного назначения и др.

При подрядном способе на основании счетов, предъявляемыми подрядчиками за ремонт составляются бухгалтерские записи:

Д-т 23, 25, 26, 44 К-т 60 – на сумму ремонтных работ в зависимости от объекта ремонта (без учета НДС).

Д-т 18 К-т 60 – на сумму НДС по ремонтным работам.

Д-т 60 К-т 51 – при оплате стоимости ремонтных работ.

Затраты на модернизацию, реконструкцию, частичную ликвидацию, дооборудование, достройку, проведение технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием учитываются по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом 10, 70, 69, 76, 60. По завершении указанных работ затраты, учтенные на счете 08 списываются в дебет счета 01.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств.

Тема 5. Учет основных средств. Занятие 48. Порядок отражения в учете результатов переоценки и инвентаризации основных средств

Инвентаризация основных средств это − способ проверки и документального подтверждения соответствия фактического наличия, технического состояния и использования основных средств организации данным бухгалтерского учета.

Инвентаризацию проводит рабочая комиссия, назначенная приказом руководителя организации. До начала проверки материально ответственные лица, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Также до начала инвентаризации основных средств комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карто­чек, описей и других регистров аналитического учета основных средств, технических паспортов и документации, подтвержда­ющих право собственности на основные средства. Сведения о фактическом наличии основных средств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются в двух экземплярах. В случае расхождения данных учета и фактического наличия основных средств составляются сличительные ведомости.

Приходуются излишки основных средств по рыночной сто­имости, и относятся на финансовые результаты организации: Д 01 К 91.

При недостаче и порче объектов основных средств сумма начисленного за весь период эксплуатации износа списывается: Д 02 К 01

Списывается остаточная стоимость недостающих основных средств в случае выявления недостачи при ин­вентаризации: Д 94 К 01

При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства списываются на виновных лиц по остаточной стоимость: Д 73-2 К 94

Остаточная стоимость недостаю­щих или испорченных основных средств списывается на финансовые результаты, в случае если конкретные виновники не установлены записью Д 91 К 94.

При проведении переоценки имущества организации в соответствии с законодательством применяют следующие методы:

прямой оценки;

пересчета валютной стоимости;

индексный.

При переоценке основных средств методом прямой оценки восстановительная стоимость основных средств определяется методом прямой оценки организациями самостоятельно или с привлечением оценщиков.

При определении восстановительной стоимости основных средств методом пересчета валютной стоимости на дату переоценки должны иметься документально подтвержденные сведения о стоимости основных средств в иностранной валюте.

При проведении переоценки основных средств индексным методом к их первоначальной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете до переоценки, применяются коэффициенты изменения стоимости видов и групп основных средств, строительно-монтажных, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

При проведении переоценки основных средств составляется ведомость переоценки основных средств по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. После окончания работ по переоценке составляется акт результатов переоценки основных средств по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Дооценка или уценка первоначальной стоимости основных средств определяется как разность между восстановительной стоимостью, и первоначальной стоимостью основных средств, числящейся в бухгалтерском учете до переоценки.

Дооценка первоначальной стоимости основных средств отражается: Д 01 К 83

Уценка первоначальной стоимости основных средств отражается записью методом «красное сторно»: Д-т счета 01 «Основные средства» счета 83 «Добавочный капитал».

Увеличение суммы накопленной амортизации при переоценке основных средств отражается: Д 83 К 02. Уменьшение суммы накопленной амортизации при переоценке основных средств отражается записью методом «красное сторно»: Д 83 К 02.

Тема 5. Учет основных средств. Занятие 49. Виды аренды и лизинга. Учет аренды и лизинга основных средств

Предоставление арендодателем арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма). В договоре аренды указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.

Объект основных средств, полученный по договору аренды арендатором (ссудополучателем) учитывается на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Объект основных средств, полученный по договору финансовой аренды (лизинга), отражается арендатором (лизингополучателем) на балансовом или забалансовом счете в соответствии с условиями договора.

Амортизационные отчисления по объекту аренды (лизинга) производятся ежемесячно в течение срока договора аренды (лизинга) вне зависимости от того, находится объект на балансе (на учете у индивидуального предпринимателя) у арендатора (лизингополучателя) или у арендодателя (лизингодателя) в соответствии с условиями договора способами и методами исходя из амортизируемой стоимости объекта лизинга, размеров и периодичности перечисления лизинговых платежей, установленных договором лизинга, независимо от формы лизинга.

Если условиями договора лизинга на период его действия размер амортизационных отчислений по объекту лизинга не определен, то амортизация начисляется линейным способом исходя из нормативного срока службы.

При нахождении объектов на балансе у арендодателя (лизингодателя), арендодателя амортизационные отчисления отражаются: арендодателем - в составе издержек производства, расходов на реализацию либо прочих расходов в соответствии с законодательством; лизингодателем - в составе издержек производства либо прочих расходов;

При нахождении объектов на балансе (на учете у индивидуального предпринимателя) у арендатора (лизингополучателя): арендодателем (лизингодателем) амортизация не начисляется; арендатором (лизингополучателем) амортизационные отчисления включаются в состав издержек производства или расходов на реализацию, расходов индивидуального предпринимателя.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных ОС с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по У ОС.

Учет у арендодателя. Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. Начисление Ам сумм по сданным в аренду ОС арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет записью Д 91 К 02. Начисление арендной платы за отчетный период отражается Д 76 К 91. Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают Д 91 К 68. Поступившие арендные платежи записывают вД 51, 52 К 76.

Арендатор учитывает арендованные ОС на забалансовом сч. 001 «Арендованные ОС» по первоначальной ст-ти, обозначенной в договоре аренды. На Σ арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор Д 25, 26, 23, 44 К 76. Перечисленные Σ арендной платы отражают Д 76 К 51, 52.

У лизингодателя. Лизинговое имущество приходуется Д 03 «Доходные вложения в материальные ценности» К 08. Причитающаяся исходя из условий договора лизинга Σ лизинговых платежей отражается по Д62 К90, 91. Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается Д 51, 52 К62. Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается: Д 76 - на Σ лизинговых платежей К03 — на ст-ть лизингового имущества, К 98 - на разницу между Σ лизинговых платежей и ст-тью лизингового имущества. Поступающие по договору лизинговые платежи отражаются по Д 51, 52 К 76. Одновременно на Σ поступивших платежей Д 98 К 91.

Тема 6. Учет нематериальных активов. Занятие 56. Нематериальные активы, их классификация и оценка. Учет поступления и выбытия нематериальных активов

Нематериальные активы представляют совокупность не имеющего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода.

Нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признаются активы: идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы; используемые в деятельности организации; способные приносить организации будущие экономические выгоды; срок полезного использования которых превышает 12 месяцев; стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.

К нематериальным активам для целей бухгалтерского учета относятся принадлежащие обладателю имущественные права: на объекты промышленной собственности; на произведения науки, литературы и искусства; на объекты смежных прав; на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных; на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающих из лицензионных и авторских договоров; на пользование природными ресурсами, землей; прочие: лицензии на осуществление вида деятельности, лицензии на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, лицензии на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

Нематериальные активы к бухгалтерскому учету принимаются по первоначальной стоимости. Для объектов нематериальных активов, приобретенных за плату у других организаций и физических лиц, первоначальная стоимость определяется исходя из фактически произведенных расходов по приобретению, в том числе: стоимость самого нематериального актива, включая паушальный платеж; услуги сторонних организаций, связанные с приобретением и оценкой объектов нематериальных активов; таможенные платежи, регистрационные сборы, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с приобретением или получением прав на объекты нематериальных активов; налоги и другие платежи в бюджет в соответствии с законодательством; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов.

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется в сумме фактических расходов на их создание, которые включают в себя расходы на материальные ценности, оплату труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины и другие расходы.

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, внесенных собственником имущества (учредителями, участниками) в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной собственником имущества (учредителями (участниками) на день подписания договора о создании организации и / или утверждения устава.

Для синтетического учета НА предназначен синтетический счет 04. По Д счета отражают поступление НА, а по К – их выбытие. Приобретение НА в учете отражается: Д 08 К 60 – на стоимость приобретаемых НА у поставщиков. Д 08 К 75 – в случае внесения НА в счет вкладов в УК. Д 08 К 70, 76, 69, 66 – на затраты, связанные с приобретением или созданием НА. Д 04 К 08 – на ввод в эксплуатацию НА по первоначальной стоимости.

Основанием для списания в ыбывших НА являются акты их передачи, акты на их списание и т.д.

Д 04 К 05 – списана сумма начисленной амортизации за весь период эксплуатации НА.

Д 91 К 04 – отражена остаточная стоимость выбывших НА.

Счет 05 "Амортизация нематериальных активов" предназначен для обобщения информации об амортизации нематериальных активов. Начисленная сумма амортизации нематериальных активов отражается по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на реализацию" и других счетов и кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов".

Тема 7. Учет вложений в долгосрочные активы Занятие № 58. Капитальные вложения, их состав и организация учета, источники финансирования

Капитальные вложения - это часть доходов, используемых на расширенное воспроизводство. Долгосрочные инвестиции связаны с: - осуществлением капитального строительства в виде нового, - реконструкцией, расширением и тех. перевооружением действующих предприятий и объектами не производственной сферы, - приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, - приобретение земельных участков и природопользование, - приобретение НА.

Источники финансирования. Собственными источниками финансирования долгосрочных вложений могут быть: - прибыль организации, - уставный капитал на момент ее создания, - амортизационные отчисления. Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов производится по договоренности сторон. Партнеры по строительству самостоятельно определяют порядок внесения заказчиками (застройщиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капиталовложений и взаиморасчетов. Формы оплаты строительно-монтажных работ, поставок материальных, энергетических ресурсов и услуг для строительства объектов определяются договорами подряда (контрактами). Они заключаются заказчиками (застройщиками) и подрядчиками на весь период строительства.

Кроме собственных источников финансирования долгосрочных вложений есть и заемные. К заемным источникам относят кредиты банков и займы, предоставленные другими юридическими или физическими лицами на условиях возвратности. Кредиты банков и заемные средства (счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») показывают величину заемных средств для долгосрочных вложений и предполагают предусмотренный заранее источник возврата этих средств и процентов за их использование. Еще одним источником финансирования долгосрочных вложений служат привлеченные средства - целевое финансирование, бюджетные ассигнования, спонсорские поступления и иные средства на безвозвратной основе.

Счет 08 предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются как запасы). На субсчете 08-1 "Приобретение и создание основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования к установке и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием основных средств. На субсчете 08-2 "Приобретение и создание инвестиционной недвижимости" учитываются затраты на приобретение и создание инвестиционной недвижимости. На субсчете 08-3 "Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)" учитываются затраты на приобретение предметов финансовой аренды (лизинга). На субсчете 08-4 "Приобретение и создание нематериальных активов" учитываются затраты на приобретение и создание нематериальных активов. На субсчете 08-5 "Приобретение и создание иных долгосрочных активов" учитываются затраты на приобретение и создание иных долгосрочных активов, в том числе создаваемых на условиях долевого строительства.

По дебету счета 08 отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов. Сформированная первоначальная стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов отражается Д 01, 03, 04 К 08. При выбытии вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость отражается Д 91 К 08.

Сальдо по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению или созданию основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов, по формированию основного стада. Аналитический учет по счету 08 "Вложения в долгосрочные активы" ведется: - по затратам, связанным с приобретением и созданием основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов, - по каждому приобретаемому или создаваемому объекту основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов; - по затратам, связанным с приобретением предметов финансовой аренды (лизинга), - по каждому приобретаемому предмету финансовой аренды (лизинга); - по затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных.

Тема 7. Учет вложений в долгосрочные активы Занятие № 59. Учет капитальных вложений при подрядном и хозяйственном способе ведения работ

Работы по строительству предприятий, объектов, сооружений выполняются либо непосредственно силами предприятий и хозяйственных организаций, осуществляющих капитальные вложения (хозяйственный способ строительства), либо специальными строительными и монтажными организациями по договорам с заказчиками (подрядный способ строительства).

При хозяйственном способе строительства на каждом предприятии создаются строительные подразделения, для них приобретают механизмы и оборудование, привлекают рабочих-строителей, формируют производственную базу.

Подрядный способ означает, что работы по строительству выполняются созданными для этой цели строительными и монтажными организациями на основании договоров с заказчиками. Подрядчи к – юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство. Застройщик – предприятие, которое специализируется на выполнении функций по организации строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бу производимых при этом затрат. В лице застройщика могут выступать: дирекция строящихся предприятий, а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство.

До окончания работ затраты по их возведению учтенные на счете 08 составляют незавершенное строительство. В БУ затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов определяемой сметой документацией.

При подрядном способе выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика на счете 08 по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядной организации. При хозяйственном способе учета затрат ведется застройщиком также на счете 08 и осуществляется в соответствии с порядком установленным учетом с/с строительных работ при этом на счете 08 отражаются фактически произведенные застройщиком затраты.

При подрядном способе работ учет капитальных вложений застройщиком, заказчиком начинаются с момента заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ. Предметом договора могут быть вводимые в действие объекты, виды и комплексы работ, а также части возводимого объекта или отдельные объекты СМР. Потребительские свойства также определяются договором, потребитель сам устанавливает объем и свойство строительной продукции, которую он хочет получить от исполнителя. Учет затрат при производстве СМР застройщиком осуществляется на основании счетов предъявленных к оплате подрядными организациями, при этом делается запись Дт08 Кт60 - на договорную стоимость выполненных работ.

Учет затрат при подрядном способе заканчивается в том момент, когда подписан акт о сдаче объекта в эксплуатацию. Таким образом по дебету счета 08 собираются все затраты с начала строительства и определяется инвентарная стоимость объекта строительства. На эту сумму делается запись Дт01 Кт08.

При хозяйственном способе учета капитальных вложений. В этом случае СМР осуществляются силами застройщика заказчика. С этой целью создается специальное строительное подразделение на период осуществления строительства. Оно создается в рамках отдела капитального строительства, либо управления капитального строительства. Все затраты по производству СМР учитываются отдельно от текущих затрат организации и собираются по дебету счета 08.

Затраты возникающие при производстве СМР отражаются следующими записями: Д 08 К10 – списаны материалы, использованные на строительство объекта. Д 08 К 70 - начислена зарплата рабочим за производство СМР. Д 08 К 69 – произведены обязательные отчисления от ЗП. Д 08 К 25 – списана доля ОПЗ и др.

В учете накладных расходов предприятие застройщик должен организовать учет накладных расходов по двум направлениям 1) накладные расходы относимые на продукцию основной деятельности, 2) накладные расходы относящиеся к капитальным вложениям для этого в перечне затрат указываются:1) затраты относимые по прямому признаку 2) расходы которые можно распределить по окончании месяца на основе выбранной базы (величина прямых затрат по строительству объекта и установленный % накладных расходов согласно сметам). По окончании строительства инвентарная стоимость определяется также как и в первом случае и делается запись Д 01 К08.

Тема 7. Учет вложений в долгосрочные активы Занятие 60. Учет законченных строительством объектов основных средств, учет затрат по монтажу оборудования и прочим капитальным работам

Одной из основных задач бухгалтерского учета капитального строительства является определение всей совокупности затрат, относящихся к возведенному объекту строительства, его реконструкции или приобретению. Эти затраты по окончании строительства будут определять инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов - зданий, сооружений, оборудования с монтажом и без него.

Счет 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в возводимых или реконструируемых объектах (далее - оборудование к установке) у заказчика, застройщика, а также строительных материалов, находящихся у заказчика, застройщика.

На субсчете 07-1 "Оборудование к установке на складе" учитывается оборудование к установке, не переданное в монтаж. На субсчете 07-2 "Оборудование к установке, переданное в монтаж" учитывается оборудование к установке, переданное подрядчику для монтажа. На субсчете 07-3 "Строительные материалы" учитываются наличие и движение материалов, используемых заказчиком, застройщиком при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ и впоследствии включаемых в первоначальную стоимость объекта строительства и (или) оборудования к установке.

Стоимость приобретенных у других лиц оборудования к установке и строительных материалов отражается Д 07 К 60 и других счетов. Принятие к бухгалтерскому учету оборудования к установке и строительных материалов, внесенных собственником имущества (учредителями, участниками) в счет вклада в уставный фонд организации, отражается Д 07 К 75. Стоимость смонтированного оборудования к установке и строительных материалов заказчика, использованных при выполнении строительных и иных специальных монтажных работ, отражается Д 08 К 07. При выбытии оборудования к установке и строительных материалов их стоимость отражается Д 91 К 07.

Аналитический учет по счету 07 "Оборудование к установке и строительные материалы" ведется по местам хранения оборудования к установке и строительных материалов, отдельным их наименованиям и материально ответственным лицам.

Инвентарная стоимость является первоначальной стоимостью введенных в действие объектов, зачисленных в состав основных средств. Инвентарная стоимость определяется по каждому вводимому объекту капитального строительства.

В состав строящегося объекта могут входить: отдельно стоящие здания, сооружения, встроенные и пристроенные помещения подсобного назначения (электростанции, котельные, компрессорные, насосные станции). По окончании строительства эти объекты отражаются в учете как введенные в эксплуатацию одновременно с вводом основного объекта, по смете которого они строились.

Инвентарная стоимость зданий и сооружений, других объектов складывается из затрат на строительные работы и затрат, приходящихся на данные объекты. Если объекты вводятся по частям, то в состав основных средств зачисляется стоимость введенной в эксплуатацию части. Эту стоимость определяют, исходя из суммы фактически произведенных застройщиком затрат по данному объекту и учитывая только строительные работы в доле, относящейся к вводимой части (так как прочие затраты учитываются отдельно от них).

Прочие затраты включаются в инвентарную стоимость вводимых объектов по прямому назначению. Под ними понимаются те затраты, которые можно отнести непосредственно на строительство конкретного объекта (затраты на оплату проектных работ, отвод земельных участков под строительство). Если прочие затраты осуществлялись сразу для нескольких объектов, то их стоимость распределяется пропорционально договорной (сметной) стоимости каждого вводимого в эксплуатацию объекта. Если объекты вводятся частями, то прочие затраты включают в инвентарную стоимость, исходя из сопоставления ассигнований на эти цели по смете и общей сметной стоимости данных объектов. При таком определении инвентарной стоимости после окончания строительства объекта в целом и расчета фактических сумм прочих капитальных затрат необходимо перерассчитать инвентарную стоимость введенных ранее в эксплуатацию объектов.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельно стоящих зданий и сооружений, предприятий производственного и вспомогательного назначения, расположенных во встроенных или пристроенных помещениях, входящих в состав объекта, а также секций жилых домов осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом по отдельному акту.

Тема 8. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг Занятие 64. Классификация затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции. Калькуляция, ее виды. Объекты калькулирования.

Калькулирование - это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции. Задача калькулирования - определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Различают плановую (сметную), нормативную и фактическую (отчетную) калькуляцию.

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Например, в строительстве плановая калькуляция - плановая себестоимость 1 куб. м здания (или плановая себестоимость всех работ на объекте) -- рассчитывается как разность между сметной себестоимостью объекта и величиной затрат по мероприятиям, повышающим организационно-технический уровень строительного производства по возведению конкретного объекта в расчете на 1 куб. м здания.

Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года - наоборот ниже. При нормативном методе учета создается система технически обоснованных норм и нормативов, предварительно разрабатываются нормативные калькуляции изделий и их составных частей, выявляются и учитываются отклонения от норм и нормативов затрат, учитываются изменения норм.

Фактическая (отчетная) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ.

Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные (тонны, метры и др.) и условно - натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.).

Попередельный метод учета затрат используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов).

Передел - совокупность технологических операций, в результате которых сырье и материалы превращаются в полуфабрикаты или готовую продукцию.

Полуфабрикат - промежуточное звено в цепочке от материалов, до готовой продукции.

Сущность метода заключается в следующем: прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса. Продукция, полученная в каждом переделе (кроме последнего) является полуфабрикатом собственного производства.

Позаказный метод учета затрат используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий (судостроение, машиностроение). Заказ - документально оформленное (бланк заказа) распоряжение на выполнение производственного заказа.

Попроцессный (простой) метод учета затрат используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).

Нормативный метод учета затрат используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие). Норма - это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Норматив - норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме; выраженная в абсолютных или относительных показателях.

Тема 8. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг Занятие 65. Учет прямых расходов. Состав, учет и способы распределения косвенных расходов

Под прямыми затратами понимают расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, работ, услуг, которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость.

К прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда.

В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг.

Основными документами, на основании которых материальные затраты включаются в себестоимость продукции являются: лимитно-заборные карты, накладные на внутреннее перемещение материалов, накладные-требования, акты на списание материалов и др. документы.

В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат.

Основными документами, на основании которых затраты на оплату труда включаются в себестоимость продукции являются: табель учета рабочего времени, маршрутный лист, наряды на сдельные работы, списки лиц, работающих сверхурочно и др. документы.

Счет 20 предназначен для обобщения информации о затратах основного производства организации. Прямые затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, отражаются: Д-т 20 К-т 10, 60, 69, 70 и других счетов. Затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного производства, учтенные на счете 25, списываются с этого счета записью: Д 20 К 25. Фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается: Д 43, 90 К 20.

Косвенные затраты – затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения.

Счет 25 предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации. На этом счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты. Произведенные организацией общепроизводственные затраты отражаются: Д 25 К 02, 10, 60, 76, 79, 69 и других счетов.

Общепроизводственные косвенные затраты делятся на: 1. Распределяемые переменные косвенные затраты, величина которых зависит от объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Данные затраты включаются в себестоимость продукции, работ и списываются с этого счета записью: Д 20, 23 К 25. 2. Условно-постоянные косвенные ОПЗ включаются в себестоимость реализованной продукции, работ. Они списываются записью: Д 90 К 25.

Общепроизводственные затраты чаще всего относятся на себестоимость отдельных изделий пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, а также, по усмотрению предприятия, они могут распределяться между отдельными изделиями пропорционально прямым материальным затратам либо объемам выпуска продукции по плану (отчету) в фактических ценах.

Счет 26 предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражаются начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты. Произведенные организацией общехозяйственные затраты отражаются: Д 26 К 02, 05, 10, 60, 76, 79, 69 и других счетов.

Условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учтенные на счете 26 списываются с этого счета записью: Д 90 К 26 - в полной сумме при определении финансовых результатов.

Тема 8. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг Занятие № 66. Налоги, сборы и отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

На субсчете 68-1 "Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг" учитываются расчеты по налогу на недвижимость, земельному, экологическому и прочим налогам, относимым в соответствии с законодательством на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ. Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица. Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются: здания и сооружения, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций. Налоговая база налога на недвижимость определяется: организациями – исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается: для организаций – в размере 1 процента; для физических лиц, садоводческих товариществ – в размере 0,1 процента.

Освобождаются от налога на недвижимость: здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций организаций общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», общественного объединения «Белорусское общество глухих» и общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению, почтовой связи «Белпочта»; предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки; признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и др.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица. Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся: в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физлиц; в собственности, постоянном или временном пользовании организаций. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Льготы по земельному налогу. 1. Освобождаются от земельного налога:. земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь по суше; 1.2. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями; 1.3. земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель); занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования; организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета; сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; земельные участки религиозных организаций; общественных объединений инвалидов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ. Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Объектами налогообложения признаются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сброс сточных вод; хранение, захоронение отходов производства; ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ. Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям к настоящему Кодексу.

Начисленные налоги, относимые на себестоимость продукции, работ, услуг отражаются в учете записями: Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и других счетов К-т счета 68. Уплата налогов, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг отражаются в учете записью: Д 68 К 51.

Тема 8. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг Занятие 67. Виды брака. Определение себестоимости брака. Расходы по исправлению брака

Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям, не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после исправления.

Счет 28 предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве. По дебету счета 28 собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку, а по кредиту - суммы, относимые на уменьшение потерь от брака, а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака.

В зависимости от характера дефекта брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). К исправимому браку относятся изделия, продукция, полуфабрикаты, которые после устранения дефекта могут быть использованы по прямому назначению.

Неисправимый (окончательный) брак – это изделия, полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению, т.е. технически исправить их невозможно или экономически нецелесообразно. По методу возникновения подразделяется на: внутренний и внешний.

Внутренний брак обнаружен внутри организации до отправления продукции покупателям. Внешний брак выявлен у покупателей продукции либо при приёмке или в процессе его использования.

Затраты связанные с исправлением брака в учёте отражается следующими записями: Д 28 К 10 - списаны материалы на исправление брака. Д 28 К 25 – включена доля общепроизводственных расходов в затраты по исправлению брака. Д 28 К 70 - начислена заработная плата работникам за исправление брака. Д 28 К 69 – произведены отчисления в ФСЗН от заработной платы работников. Д 28 К 76 – произведены отчисления в Белгострах от заработной платы работников.

По кредиту счета 28 отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, и др.), а также суммы, списываемые на счета учета затрат на производство и другие счета как потери от брака: Д 20, 23, 25, 26, 44 К 28 - на сумму потерь от окончательного брака списываемых на счета учета затрат на производство и другие счета. Д 73.2 К 28 – отражены суммы, подлежащие взысканию с работника, признанного виновником брака. Д 76 К 28 – отражены суммы, подлежащие взысканию с поставщиков некачественных материалов, при использовании которых допущен производственный брак.

В бухгалтерском учете производится оценка брака, определение сумм его возмещения и потерь от него. В общем случае к затратам, связанным с производством брака, относится стоимость окончательно забракованной продукции (изделий, полуфабрикатов), стоимость материалов, полуфабрикатов (деталей), испорченных при наладке оборудования сверх установленных норм, а также собственно затраты на исправление брака.

В общем случае стоимость внешнего брака определяется как сумма: производственной себестоимости продукции (изделий), окончательно забракованной потребителями; возмещения покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции; расходов на демонтаж забракованных изделий; транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции, или же расходов на исправление забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку.

Для определения потерь от окончательного внутреннего и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: