Ёмкость целевого рынка, выделенного по географическому принципу, может быть определена с использованием методического подхода, описанного выше для региона.
Если выделение целевого рынка осуществлялось на основе других принципов сегментирования, то для определения рыночного спроса должны быть использованы иные подходы в зависимости от того, какой вторичной информацией располагает маркетолог и какие возможности имеются для сбора первичной информации. Однако в любом случае задача сводится к установлению значений двух величин:
1. Числа потребителей в составе целевого рынка
2. Удельного потребления продукта одним потребителем в единицу времени (день, месяц, год).
Для установления числа потребителей возможно применение двух подходов. Первый предполагает использование официальных статистических данных Госкомстата, отражающих демографическую структуру населения. Например, если в качестве целевого сегмента рассматривают:
- мужчин в возрасте от 18 до 60 лет;
- пенсионеров;
|
|
- детей школьного возраста;
- молодые семьи с одним ребёнком до 6 лет;
- семьи, имеющие душевой доход свыше Х грн и др.
Если же необходимые статистические данные отсутствуют либо целевой сегмент выделен по иным признакам, то для оценки числа потребителей рекомендуется использовать различные способы опросов потенциальных потребителей как в форме интервью, так и в форме анкетирования.
Вторая величина – удельное потребление продукта в единицу времени - также может устанавливаться различными способами.
Источниками такой информации могут быть:
1. Статистические нормативы потребления продуктов питания, публикуемые Госкомстатом Украины;
2. Результаты исследований, проведенных специальными маркетинговыми организациями.
3. Нормативы рационального потребления, т.е. физиологические нормы потребления продуктов питания для различных групп населения, рекомендуемые учеными–диетологами [3, нормативы рационального питания].
4. Нормативы минимального потребления продуктов питания для основных специальных и демографических групп населения (утверждены Постановлением КМУ от 14.04. 2000 г. №656 в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме» (см. приложение Б).
Если известна среднедневная норма потребления продукта, то емкость рынка может быть рассчитана по формуле
ЕР = N (1-а)*в*СН*365,
где N – общая численность населения регионального рынка;
а – доля лиц, которые не являются потребителями данного продукта в силу действия особых факторов (возраст, болезни, вероисповедание);
в– доля, лиц, имеющих достаточных доход для регулярного приобретения продукта.
|
|
СН – среднедневная норма потребления продукта.
Пример. Рассчитать емкость рынка сливочного масла города с населением 1 млн чел, если в ходе маркетинговых исследований установлено, что сливочное масло не употребляет по различным причинам, не связанным с уровнем дохода, 9 % населения. Доля жителей города, имеющих доход, позволяющий ежедневно включать в рацион питания сливочное масло, составляет 82%.
Среднедневная норма потребления сливочного масла составляет 20 гр.
Тогда емкость рынка сливочного масла составляет
ЕР = 1000* (1-0,09)*0,82*0,02*365 = 5447 т в год.
При отсутствии опубликованных данных об удельном потреблении продукта потребителями целевого рынка необходимую информацию как о численности потребителей, так и о размере среднедушевого потребления следует получать в результате проведения анкетирования.
При этом анкета должна содержать вопросы, позволяющие идентифицировать респондента с потребителями целевого рынка и количественно оценивать интенсивность потребления продукта в единицу времени (день, неделя, месяц).
Предпочтительным представляется классификация респондентов по следующим четырем группам:
- не употребляют продукт;
- употребляют эпизодически;
- употребляют регулярно, но в умеренных размерах;
- употребляют интенсивно.
В анкете для каждой из указанных групп (кроме первой) должны быть указаны конкретные числовые значения, характеризующие интенсивность потребления продукта респондентом.
Пример. Фирма провела исследование рынка сыра в Украине. В результате установлено, что на городских жителей приходится до 90 % общего потребления сыра. Респондентами являлись жители 60 городов с население более 50 тыс. человек из всех 25 областей Украины и республики Крым в возрасте от 16 до 65 лет.
Частота потребления сыра характеризуется следующими данными:
Потребляют ежедневно 4.1 %
2-6 раз в неделю 11,1 %
один раз в неделю 12,6 %
2-3 раза в месяц 21,4 %
один раз в месяц и реже 33,3 %
не употребляют 17,5 %
Размер одноразового потребления сыра составляет 50 грамм.
Определить емкость рынка сыра исследуемой возрастной группы населения города численностью 450 тыс. человек.
Согласно возрастной структуре населения Украины (приложение Б) доля населения в возрасте от 16 до 65 лет составляет 73.6 %.
Тогда годовая емкость рынка (рыночный спрос) составляет:
ЕР = 450*0,736*(0,041*30+0,111*4*4+0,126*1*4+0,21*2,5+0,333*1)
*0,05*12=870 т
В том случае, если выделение целевого рынка осуществлено на основе сегментирования рынка по продукту, для изучения структуры потребления продукта и оценки емкости рынка отдельных сегментов используют однофакторные карты [4,5].
Однофакторная карта (модель) позволяет установить, какова структура потребления продуктов, относящихся к данной товарной линии.
Так доля i-го продукта в общем объёме потребления
,
где dj – доля j- го сегмента рынка по потребителям;
bij – доля i-го продукта на j-ом сегменте рынка по потребителям.
Пример. В результате проведения маркетинговых исследований установлено, что люди, принадлежащие к различным возрастным группам, предпочитают молочные продукты разной калорийности. По этой причине для дальнейшего изучения рыночного спроса проведено анкетирование потребителей и результаты представлены в виде однофакторной карты (табл.1).
При этом потребители сегментированы на три группы по возрасту, а молочные продукты сегментированы по калорийности.
Таблица 1 - Распределение рынка молочных продуктов по возрастным группам населения
Сегменты рынка по продукту (i) | Сегменты рынка по потребителям (j) | ||
дети до 16 лет | лица от 16 до 55 лет | лица старше 55 лет | |
1. Низкая калорийность | |||
2. Средняя калорийность | |||
3. Высокая калорийность | |||
Всего | |||
Доля сегмента в общей численности потребителей |
Тогда доля продукции, например, с низкой калорийностью в общем объеме продаж составляет:
|
|
а1=0,25*0,55+0,4*0,1+0,35*0,7=0,4225 или 42,25 %
Т.е. если объем продаж молочной продукции в городе составляет 2000 тонн в год, то низкокалорийная продукция - 2000*0,4225=845 т.