Задания и упражнения для самодиагностики и самосовершенствования «Познай себя»

1 Проанализируйте ваше поведение в публичном выступлении, деловом обсуждении, диалоге, споре и сравните результаты анализа с результатами самодиагностики, воспользовавшись тестами 14 – 15.

2 Развить важнейшие для оратора качества и умение вести деловую беседу вам помогут советы-рекомендации Приложения А и Б.

Тест 14 «Как вы относитесь к критике?»

Одни люди извлекают из критики пользу, другие ее просто терпят, третьи активно борются с критикующими. Одни считают, что она помогает делу, другие – что мешает. Хотим мы того или нет, но критика присуща каждому коллективу. А как вы относитесь к критике? На этот вопрос поможет ответить этот тест.

В каждом вопросе отметьте наиболее приемлемый для вас вариант ответа.

1) Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллектива?

а) считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому не признаю ее;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2) Как вы относитесь к «публичной» критике?

а) считаю такую форму действенной формой изживания недостатков;

б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку наедине, в кабинете, чем публично, на людях;

в) предпочитаю «кулуарную» критику, т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

3) Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) конечно;

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;

в) можно, но крайне осторожно.

4) Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе, и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки в работе своего отдела и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5) Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, тактично, корректно, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем сильнее действие критики;

в) все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива – учитываю это; а если нет – особо не дипломатничаю.

6) Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) обычно стараюсь;

б) не вижу в этом смысла;

в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидчив, тогда стараюсь.

7) Дозируете ли вы объем критики, пытаетесь ли соблюсти при этом некую меру?

а) да, критикую не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь критиковать только предмет обсуждения.

8) Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) да, считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе; поэтому стараюсь внести какие-то предложения;

б) нет, полагаю, что главное – обнаружить проблему, указать на недостаток, а как их устранять – дело критикуемой службы или других компетентных органов или специалистов;

в) как правило, предпочтительнее конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

9) Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь сразу ответить, прошу слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, не отказываюсь.

10) Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу, «защиты от противного», т.е. критикую критикующего;

в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моего» отдела), пытаюсь защититься, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства.

11) Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

б) не очень;

в) зависит от того, кто и как критикует.

12) Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) да, как правило;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13) Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим вас лицом?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакты.

14) Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «трусишками», «угодниками».

б) нормально отношусь, что тут особенного;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15) Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

16) Вопрос-шутка: какое из следующих высказываний о критике вам ближе?

а) критика – это лекарство, ее надо уметь «применять и принимать»;

б) управленческая деятельность – тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено;

в) и на критику существует мода.

Ключ к тесту и интерпретация результатов:

Определите число набранных баллов по шкале оценки ответов.

Вопрос Вариант ответа
«а» «б» «в»
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

8 – 18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикую других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае, вы весьма эмоциональны, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий «комплекс стабильности», т.е. чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя своих достоинств.

19 – 32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом деловой жизни, не переоценивая, однако, ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» –вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33 – 45 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы стараетесь это скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.

Тест 15 «Есть ли у вас задатки блестящего оратора?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1) Задумывались ли вы когда-нибудь, о чем размышляют другие, когда вы говорите? Пытаетесь ли вы бессознательно поставить себя на их место?

2) Действительно ли вам нравится помогать другим решать их проблемы?

3) Какое слово вы чаще употребляете: «вы» или «я»?

4) Видели ли вы когда-нибудь теледебаты (или какие-либо другие дискуссии)? Не приходила ли вам в голову мысль: «Я бы тоже не прочь попробовать»?

5) Когда вы смотрите по телевизору передачу, в которой группа специалистов обсуждает какую-нибудь проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их?

6) Хорошая ли у вас память?

7) Бывает ли с вами так, что в разгаре оживленного спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравится спорить?

8) Можете ли вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все с вами согласятся?

9) Полны ли вы энергии? Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?

10) Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса: как он звучит?

11) Ощущаете ли вы, что чувствуют другие?

12) Видели ли вы себя когда-нибудь в кинофильме или видеозаписи: как вы держитесь, как двигаетесь, как выглядите со стороны?

13) Есть ли в вас что-то от заводилы? Случается ли вам первым начинать аплодировать?

14) Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился бы из вас хороший преподаватель?

15) Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы говорите, воображаемые картины?

16) Способны ли вы прямо сейчас, взглянув в окно, более или менее подробно описать то, что увидели?

17) Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?

18) Хороший ли вы вербализатор? Можете ли вы, переварив обширный материал, изложить его простым, понятным языком?

19) Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?

20) Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли спокойно отвечать на провокационные вопросы?

21) Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу, и объяснять, как вы это сделали?

22) Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чем вы говорите? Хочется ли вам «разыграть» то, что вы описываете?

23) Оптимист вы или сразу отступаете перед трудностями?

24) Смотрите ли вы людям в глаза, когда к ним обращаетесь?

25) Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?

Ключ к тесту и интерпретация результатов:

Если вы ответили «да» по крайней мере, на половину вопросов, у вас неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не все еще потеряно.

Поэтому для развития ораторских способностей подготовьте и прочитайте перед студенческой аудиторией выступление на одну из понравившихся тем: «Речь, которая мне запомнилась», «Оратор, который произвел на меня сильное впечатление», «Каких ораторов я люблю слушать», «Какие ораторы мне не нравятся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: