1 Задание Работа надглоссарием. Заведите тетрадь и впишите в нее основные понятия и термины данной темы. Выучите их:
Аргументация – приведение доводов или аргументов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны.
Брейнсторминг – «мозговая атака» – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.
Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Деловая полемика – столкновение мнений, разногласия по какому-то вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.
Диалог – обмен мыслями, идеями в процессе беседы путем поочередного высказывания собеседников.
Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию.
Критика – это обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить его достоинства, обнаружить и исправить недостатки.
|
|
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Полилог – дискуссия трех и более участников.
Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории.
Риторика – теория и искусство красноречия, бессодержательная речь.
Спор – это обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины.
Убеждение – сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.
2 Задание Выполните контрольные тесты:
1 Найдите неверный этап подготовки к выступлению:
а) организация логической канвы;
б) поиск формы сообщения;
в) передача информации;
г) репетиция.
2 Аргументы применяются с целью:
а) доказательство своего превосходства;
б) защиты своих взглядов и намерений;
в) уговоров партнера что-либо сделать.
3 Эта форма делового общения предполагает обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией и направлена на решение проблемы:
а) публичные выступления;
б) деловые переговоры;
в) деловая беседа;
г) деловое совещание.
4 Выделите третий этап проведения деловой беседы:
а) передача информации;
б) аргументирование;
в) принятие решения;
г) опровержение доводов собеседника.
5 Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необходимо учитывать:
а) этические нормы и правила;
б)помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;
|
|
в) начальная фаза деловой беседы задает тон всей беседе;
г) все позиции верны;
д) все позиции неверны.
6 Укажите правильный ответ. Атмосфера доброжелательности во время деловой беседы зависит от:
а) пунктуальности;
б) правильного выбора места проведения беседы;
в) интерьера помещения;
г) установления контакта с деловым партнером;
д) первых фраз во время беседы;
е) использование обращения по имени;
ж) все ответы верны;
з) все ответы неверны.
7 Приведите в соответствие методы начала беседы с их характеристиками.
Методы начала беседы | Характеристики |
1 Метод снятия напряжения | А Непосредственный переход к делу, без вступления |
2 Метод зацепки | Б Постановка ряда вопросов, основной целью которых является пробуждение интереса к беседе. |
3 Метод стимулирования воображения | В Несколько приятных фраз личного характера, может использоваться легкая шутка |
4 Метод прямого подхода | Г Необычный вопрос,сравнения, личные впечатления, анекдотичный случай, краткое изложение проблемы |
8 Что из нижеперечисленного иногда называют «умственным массажом»?
а) деловая беседа;
а) совещание;
б) переговоры;
в) спор.
9 Какое из определений критики является наиболее правильным:
а) критика – обсуждение, разговор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить недостатки и наказать виновных;
б) критика – резкое суждение о чем-либо;
в) критика – разговор, обсуждение, чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки;
г) критика – порицание.
10 Что запрещается критикующему? Выберите лишний ответ:
а) сводить разговор к отрицанию;
б) унижать достоинства критикуемого;
в) возвращаться к прошлым грехам;
г) все вышеперечисленное.
3 Задание Научитесь использовать в беседе «позитивные» вопросы, что позволит вам отчасти предвидеть и управлять ответом собеседника. Для этого попробуйте заполнить правый столбец нижеследующей таблицы.
Негативная установка вопроса | Позитивная установка вопроса |
1Не затруднит ли вас это сделать. | 1Вы ведь сможете это сделать? Вы мне поможете? |
2У вас нет такой услуги? | 2……………………… |
3Вы не находите, что это выгодное предложение? | 3………………………. |
4Вы не позвоните мне сегодня вечером? | 4……………………….. |
5Вы не поможете мне в этом вопросе? | 5……………………….. |
6У вас не найдется для меня 5 минут? | 6……………………….. |
4 Упражнение «Категоричность – признак ограниченности»
Цель: выработка умения не отвечать на возражения в категоричной форме. Выбирайте выражения.
Плохо | Лучше |
1Я считаю…. | 1 Вы не находите, что… |
2 Я могу это доказать…. | 2Сейчас вы сможете убедиться, что… |
3 Вы, конечно, еще об этом не знаете…. | 3 Вам, конечно, известно, что… |
4 Вы поймете позже…. | 4Согласны ли вы с тем, что… |
5 Вы Мы вам поможем…. | 5Вы сможете добиться… |
6 Все же вы должны признать, что…. | 6Не думаете ли вы, что… |
5 Задание Цицерон обратил внимание на то, чтово все времена в государстве гораздо меньше хороших ораторов, чем известных военачальников и ученых. Справедливо ли это утверждение для нашего времени? Чем вы это можете объяснить?
6 Упражнение дыхательное. Делайте вдох 6 секунд, задержите дыхание на 6 секунд, и выдох 6 секунд. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости. Для выполнения упражнения нужно сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.
7 Упражнение для языка. Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.
|
|
8 Упражнение «Формирование позитивного действия»
Цель: Развитие уверенности в себе и позитивной точки зрения.
Будучи неуверенными в себе, мы начинаем все подвергать сомнению. Лучший способ – быть к себе объективным!
Инструкция: Начните рисовать кирпичи так, будто строите стену.
Заполните первый ряд кирпичиками с описанием ваших академических достижений – все сданные экзамены и законченные курсы. Сделать это очень просто (как в характеристике).
Следующий ряд заполните теми навыками, которыми вы обладаете, но по которым не сдавали экзамены. Не забывайте о мелочах (все, что умеете).
Следующий ряд – достижения личного плана, только ваши, а не чьи-либо еще. Может вы занимались благотворительностью, что-то организовали, что-то преодолели, предприняли шаги вопреки советам и предубеждению.
Последний ряд должен быть заполнен вашими плюсами – личными положительными качествами: на вас можно положиться, вы веселый, честный, уступчивый. Обдумайте, и запишите результаты.
Вот это то, что вам нужно рекламировать. Благодаря именно этим качествам вы нравитесь себе и окружающим. Если вспомните еще какой - нибудь плюс – дорисуйте кирпичик.
Стройте стену и укрепляйте уверенность в себе. Теперь вы знаете, в чем заключается ваша сила.
8.2.2 Задания для групповой работы
7 Упражнение Моделирование голоса и тона.
Цель: научиться моделировать свой голос и тон речи.
Инструкция: Фразу: «Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?» произнесите последовательно разными тонами: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а потом проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
8 Упражнение Тренировка умения приветствовать аудиторию и начинать выступление.
Цель: научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость встречи.
Инструкция: Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют всех жестом или фразой. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся. Начинать приветствие нужно только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом.
|
|
После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей.
8.3 Вопросы и задания для самоконтроля
1 В чем заключается подготовка к деловой беседе?
2 Назовите этапы беседы и «правильные дебюты» ее начала.
3 Дайте характеристику основных этапов подготовки публичного выступления.
4 Проведите сравнительный анализ деловой беседы и деловой дискуссии. Каковы общие и отличительные черты данных форм?
5 Что необходимо для того, чтобы в споре родилась истина?
6 Назовите принципы убеждения в споре.
7 Каковы правила конструктивной критики?
8 Как вы понимаете выражение: «Пустить пыль в глаза»?
9 Почему деловой человек должен владеть формами, методами и приемами ведения дискуссии?
10 Является ли спор эффективной формой деловой коммуникации, если – нет, то почему, если – да, то в каких ситуациях, на ваш взгляд, он наиболее целесообразен?