Содержание. Познавательные процессы

Н. В. Нижегородцева

Н. В. Шарова

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Познавательные процессы

Учебное пособие

Ярославль


УДК 159.92 ББК 88.3 я 73-2 Н 606 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Рецензенты:

зам. директора по УВР Ярославского филиала СГА

кандидат психологических наук Л. В. Фефилина

зав. кафедрой теории и истории педагогики ЯГПУ им. К. Д. Ушинского кандидат педагогических наук, доцент С. Л. Паладьев

Н 606 Нижегородцева Н. В., Шарова Н. В.

Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2006. - 84 с.

Учебное пособие предназначено для обучения студентов, осваивающих педагогические специальности, а также специальности «Педагог-психолог» и «Конфликтология», по курсам «Основы общей психологии», «Психология и педагогика»,

Учебное пособие соответствует Государственному стандарту подготовки специалистов по курсу «Психология» в педагогическом вузе. Целью пособия является формирование у студентов необходимых знаний по психологии для решения практических задач в процессе профессиональной деятельности и в обыденной жизни. В пособии излагаются основные понятия и закономерности психических процессов, предложены темы рефератов, вопросы для самостоятельной работы, что поможет студентам освоить и систематизировать необходимые знания по общей психологии.

Настоящее пособие может быть использовано студентами в целях самопознания своих психических процессов и их особенностей, для наблюдения и исследования психических процессов учащихся, для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Содержащуюся в пособии информацию они могут применять в будущей профессиональной деятельности.

УДК 159.92

ББК 88.3 я 73-2

ISBN 978-5-87555231-1 © Нижегородцева Н. В., Шарова Н. В., 2006 ©Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2006

Содержание

Введение___________________________________________________________ 5

Структура учебного пособия «Общая психология. Познавательные процессы» 5

Раздел I. Познавательные процессы___________________________________ 7

Тема 1. Ощущения_______________________________________________ 7

1. Понятие, основные признаки ощущений_________________________ 7

2. Свойства ощущений__________________________________________ 9

3. Виды ощущений____________________________________________ 10

4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений_______________ 11

5. Физиологическая основа ощущений___________________________ 13

Тема 2. Восприятие_____________________________________________ 15

1. Понятие, основные признаки восприятия_______________________ 15

2. Основные свойства восприятия как психического процесса________ 16

3. Виды восприятия___________________________________________ 20

4. Физиологические основы восприятия__________________________ 21

Тема 3. Представление__________________________________________ 24

1. Понятие, основные признаки представлений_____________________ 24

2. Основные свойства представлений_____________________________ 24

3. Виды представлений________________________________________ 26

4. Физиологическая основа представлений________________________ 26

Тема 4. Память_________________________________________________ 28

1. Понятие, основные признаки памяти___________________________ 28

2. Теории памяти_____________________________________________ 29

3. Виды памяти_______________________________________________ 31

4. Физиологическая основа памяти______________________________ 34

Тема 5. Процессы памяти________________________________________ 36

1. Запоминание_______________________________________________ 36

2. Сохранение________________________________________________ 39

3. Воспроизведение___________________________________________ 40

4. Забывание_________________________________________________ 42

Тема 6. Мышление______________________________________________ 45

1. Понятие, основные признаки мышления________________________ 45

2. Виды мышления____________________________________________ 49

3. Основные формы мышления_________________________________ 50

4. Мыслительные операции_____________________________________ 54

5. Функции мышления_________________________________________ 55

6. Физиологические основы мышления___________________________ 55

Тема 7. Воображение____________________________________________ 57

1. Понятие, основные признаки воображения______________________ 57

2.Связь воображения с другими психическими процессами_________ 59

3. Виды воображения__________________________________________ 61

4. Приемы воображения_______________________________________ 63

5. Физиологическая основа воображения_________________________ 64

Тема 8. Внимание_______________________________________________ 66

1. Понятие, основные признаки внимания_________________________ 66

2. Свойства внимания_________________________________________ 68

3. Виды внимания____________________________________________ 70

4. Индивидуальные особенности внимания________________________ 71

5. Физиологическая основа внимания____________________________ 73

Тема 9. Речь____________________________________________________ 75

1. Понятие, основные признаки речи_____________________________ 75

2. Функции речи______________________________________________ 78

3. Виды речи_________________________________________________ 79

4. Физиологические основы речи________________________________ 81


Введение

Лекции по психологии соответствуют государственному стандарту подготовки студентов педагогических и непедагогических специальностей по курсу «Психология», «Основы общей психологии», «Психология и педагогика». Целью пособия является формирование у студентов необходимых психологических знаний для решения практических задач в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Помимо настоящего пособия, планируются и другие пособия по курсу «Психология», включающие основные разделы психологии: общая психология и экспериментальная психология, психология личности и социальная психология, возрастная психология и педагогическая психология. Благодаря единой логике изложения и единому методологическому основанию они способствуют систематизации психологических знаний, умений и навыков студентов.

Задачи пособия:

1. Знакомство студентов с основными понятиями психологической науки.

2. Формирование у студентов представлений о современном состоянии психологической науки, ее предмете, методах, структуре.

3. Освоение студентами навыков самостоятельной работы, связанной с теоретическим анализом литературы по психологии.

4. Формирование у студентов умений и навыков организации психологического исследования.

Структура учебного пособия «Общая психология. Познавательные процессы»

Учебное пособие включает в себя материал лекций по 9 темам, темы рефератов, вопросы для самостоятельной работы и список литературы.

Темы лекций:

1. Ощущение.

2. Восприятие.

3. Представление.

4. Память.

5. Процессы памяти.

6. Мышление.

7. Воображение.

8. Внимание.

9. Речь.

Для удобства восприятия и освоения теоретического материала к каждой лекции предлагается список вопросов, выделены основные определения психологических понятий, которые необходимо освоить студентам.


Раздел I. Познавательные процессы

Тема 1. Ощущения

1. Понятие, основные признаки ощущений.

2. Основные свойства ощущений.

3. Виды ощущений.

4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

5. Физиологическая основа ощущений.

1. Понятие, основные признаки ощущений

Ощущения связывают человека с внешним миром. О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря органам чувств, которые воспринимают запахи, звуки, краски, температуру и другие свойства материальных предметов и явлений. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Определение. Ощущение - это познавательный психический процесс, связанный с чувственным отражением отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Все процессы и образы, связанные с ощущениями, в психологии называется сенсорными, что в переводе означает - чувствительный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: