Тема 10 - 17. Психология познавательных процессов

Дальнейшие семь тем имеют одинаковую структуру и строятся однотипно. Вам необходимо выбрать рассмотрение одного из предложенных познавательных психических процессов (ППП): ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Список литературы так же предлагается общий. Это обусловлено тем, что достаточно часто в литературе рассматриваются все познавательные психические процессы. В каждой теме предполагается проведение диагностики определения уровня сформированности того или иного процесса у детей дошкольного возраста. Студенту необходимо самостоятельно выбрать методику диагностики, организовать и провести ее с 5 -10 детьми дошкольного возраста. Описать результат на основе сравнительного анализа с показателями возрастного развития того или иного процесса. Кроме этого необходимо дать некоторые рекомендации по развитию изучаемого познавательного процесса. Диагностические методики можно выбрать в книге авторов Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.«Практикум по дошкольной психологии» или в специализированной литературе.

Цель: Систематизация знаний о природе познавательны психических процессов, особенностях их формирования и развития в дошкольном возрасте, путях и средствах их коррекции и развития.

Введение

1. Общая характеристика познавательного психического процесса.

2. Особенности развития познавательного психического процесса в дошкольном возрасте.

3. Диагностика и коррекция уровня развития познавательного психического процесса в дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Параграф 1. Дайте определение и краткую характеристику видов ППП. Охарактеризуйте свойства и физиологические основы, процессы и функции ППП. Определите характер взаимосвязи с другими познавательными процессами, перечислите факторы, влияющие на качество ППП, условия их развития.

Параграф 2. Назовите специфические особенности развития ППП в дошкольном возрасте, отметьте специфику развития процессов, видов и свойств. Выделите условия успешного развития познавательного процесса.

Параграф 3. Дайте описание выбранной диагностической методики и условий ее проведения. Опишите полученные результаты. Их можно изобразить в виде диаграмм, графиков и т.д. При анализе полученных результатов ориентируйтесь на показатели возрастной нормы детей, с которыми организована данная работа. Дайте некоторые рекомендации по коррекции и развитию ППП у конкретных детей. Не рекомендуется ограничиваться лишь перечислением полученных результатов в цифровом формате, необходимо разъяснять их: Например: По результатам применения методики, предназначенной для изучения умственной работоспособности (автор Э. Крепелин), было установлено, что темп решения умственных задач испытуемым довольно высок и практически не изменяется по ходу работы. Наблюдается некоторое снижение продуктивности к концу задания, что может свидетельствовать об истощаемости внимания, однако испытуемый не совершает ни одной ошибки. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что испытуемого характеризует достаточно высокий уровень произвольности и незначительная утомляемость при умственной работе.

Список рекомендуемой литературы

1.Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 2001.-279 с.

2.Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. -М.: Прогресс, 1980. - 528 с.

3.Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001.-288 с.

4.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999.-351 с.

5.Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л.Л. Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.

6.Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. - М.: Лабиринт, 1999. - 189 с.

1. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1 / Б. М. Величковский. - М.: Смысл: Издательский
центр «Академия», 2006. - 448 с.

2. Глуханюк, Н. С, Практикум по общей психологии / Н.С. Глуханюк, Е.
В. Дьяченко, С.Л. Семенова. - М.: МОДЭК, 2003. - 224 с.

3. Диянова, З.В. Познавательные процессы / З.В. Диянова, Т.М.Щеголева. - Иркутск: Изд-во «Иркутский государственный университет»,2006. - 174 с.

4. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П.Зинченко. - М.: МОДЭК, 2000. - 608 с.

5. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы /
М.В. Козубовский. - Минск: Алмафея, 2008. - 368 с.

8.Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. - М.: Академический проект, 2004. - 189 с.

9.Петухов, В. В. Психология мышления / В.В. Петухов. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 1987. - 90 с.

10.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб.: Педагогика-Пресс, 1999.-527 с.

11.Тихомиров, О. К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

12.Эволюция. Мышление. Сознание / Под ред. И. П. Меркулова. - М.: Канон +, 2004. - 352 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: