1. Связь мышления с чувственным познанием. Мышление тесно связано с чувственным познанием действительности, которое обеспечивают ощущения и восприятие. Чувственная картина мира, построенная на основе наших ощущений и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания: ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах предметов и явлений; восприятие - это отражение внешних свойств целостного, нерасчлененного объекта или явления. Оба процесса дают нам конкретную, субъективную информацию о предметах, не позволяют выявить сложнейшие взаимодействия и взаимосвязи внутренних свойств объектов и явлений, скрытых от непосредственного наблюдения, а также взаимосвязей предметов, событий, явлений, составляющих окружающую действительность, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.
Чувственное познание субъективно и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.
2. Мышление - это опосредованное познание. Для того, чтобы правильно строить свою деятельность, человеку необходимы объективные, то есть не зависящие от индивидуальных особенностей самого человека сведения о состоянии и свойствах предметов действительности, например, температура молока в бутылочке для кормления младенца. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить (абстрагировать) свойства предмета от индивидуальных особенностей человека, познающего эти свойства. Это достигается путем опосредованного познания.
Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними путем анализа косвенной информации.
Таким образом,опосредованность - это особенность мышления, которая обеспечивает объективность нашего знания.
3. Мышление носит обобщающий, абстрагированный характер познания. Чувственное познание - это всегда конкретное познание, так как мы отражаем свойства реальных предметов и явлений в момент их действия на органы чувств. Для того, чтобы предвидеть результаты своей деятельности и поведения, чтобы узнавать новое о предметах и явлениях, недоступных непосредственному восприятию, конкретных единичных знаний недостаточно. Человек на основе единичного опыта обобщает единичные факты и, исходя из этих обобщений, делает вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. В мышлении происходит переход от единичного к общему и от общего опять к единичному.
Таким образом, обобщенное отражение действительности - это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, то есть может познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые в обычных случаях не могут восприниматься и наблюдаться человеком.
Таким образом, абстрагированность (отвлеченность) познания реальной действительности - это особенность мышления, которая позволяет познавать непосредственно не воспринимаемые объекты действительности и их свойства.
4. Мышление направлено на решение различных проблем и задач, осуществляет поиск и открытие нового. В реальной жизни человеку постоянно приходится решать те или иные задачи и проблемы. Мышление всегда связано с появлением проблемы. Возникновение проблемы означает, что есть что-то новое и неизвестное для этого человека или человечества в целом. Открытие новых знаний и решение проблем - это функция мышления.
Определение. Проблемой называется такая ситуация, в которой для выполнения той или иной деятельности (практической, учебной, научной, профессиональной) недостаточно ранее усвоенных знаний и возникает потребность в новых знаниях.
Для решения проблемы человек уточняет условия и формулирует задачу и вопрос, ответ на который является целью мышления. Отвечая на вопрос задачи, человек открывает что-то новое и ранее неизвестное либо только для него (например, при решении математической задачи из учебника и проведения лабораторной работы), либо для всего человечества (решение научной задачи). В процессе решения задачи происходит видоизменение и преобразование имеющейся исходной информации.
Таким образом, поиск и открытие нового - это особенность мышления, которая заключается в переработанном и существенном видоизменении известной информации и получении новых знаний.
5. Мышление тесно связано с речью. В этом проявляется важное отличие мышления человека от мышления животных: мышление животных, даже самых «разумных», протекает не в речевой форме. Только благодаря речи мышление человека становится опосредованным, обобщенным и абстрактным, так как появляется возможность отвлечь (отделить) от объекта его свойства, закрепив, зафиксировав их с помощью слова. Мысль получает в слове некоторую материальную оболочку и в этой форме становится частью реального мира и может быть передана другому человеку. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной или письменной речи, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И наоборот, чем тщательнее оттачивается словесная формулировка мысли, тем понятнее сама мысль.
Сформулированные и закрепленные в словах мысли не исчезают и не угасают, а прочно фиксируются в речевой форме (письменной или устной), поэтому всегда есть возможность вернуться к той или иной мысли, проверить ее и уточнить. Благодаря речи становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение. Основанное на рассуждении, логически расчлененное, осознанное мышление называется дискурсивным мышлением.
Таким образом, связь мышления с речью - пятая особенность мышления как психического процесса.
Нужно иметь в виду, что речь и мышление тесно связаны, тем не менее, это разные психические процессы.
Различия речи и мышления:
1) Во-первых, одна и та же мысль может быть выражена разными словами, и не только в речи, а также с помощью других символов, например, математических формул.
2) Во-вторых, решение некоторых проблем может происходить и невербально, например, открытие путем «озарения».
3) В-третьих, начальные стадии мышления (наглядно-действенное мышление у младенца) и мышление животных протекают без участия речи.
4) В-четвертых, возможна речь, лишенная мысли (пограничные состояния - сон, галлюцинации; болезненные состояния - бред).
В зарубежной и отечественной психологии в связи с исследованием процесса мышления вводится понятие интеллекта.
Определение. Интеллект - это совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разных образных и вербальных задач.
Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании имеется много различий. Одни исследователи считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.
2. Виды мышления
В психологии используются четыре основные классификации видов мышления, построенные по разным основаниям.
I. По содержанию отражения выделяют
- наглядно-действенное,
- наглядно-образное,
- словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.
Одновременно эти виды мышления являются генетическими стадиями развития мышления в онтогенезе.
Наглядно-действенное мышление - это такой вид мышления, содержанием которого является практическое преобразование действительности. Наглядно-действенное мышление - это «ручное» мышление, когда решение задачи осуществляется в процессе практических действий. Иногда этот вид мышления называют «внешним», так как осуществляется оно не в уме, а во внешнем плане. Этот вид мышления преобладает у детей до 3-х лет, а также в некоторых видах профессиональной деятельности и в обыденной жизни.
Наглядно-образное мышление - это мышление образами. Этот вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Образы могут быть разной степени обобщенности: у маленьких детей они конкретны и неполны, у старших дошкольников и младших школьников имеют обобщенный, схематизированный характер. Этот вид мышления активно развивается и преобладает у детей дошкольного возраста. Мышление старших дошкольников и младших школьников часто называют образно-схематическим.
Словесно-логическое (абстрактное) мышление - это мышление с помощью речи, рассудочное мышление с использованием понятий.
II. По характерудеятельности человека выделяют мышление
- теоретическое (направленное на создание теорий, концепций, моделей);
- практическое (направленное на преобразование действительности).
III. По степени развернутости мышление разделяют на
- дискурсивное (развернутое, построенное на рассуждении);
- интуитивное (мышление методом «озарения»).
IV. По степени новизны выделяют мышление
- продуктивное (творческое - мышление, связанное с созданием принципиально новых решений и знаний);
- репродуктивное (мышление, связанное с использованием известных способов решений и знаний).
3. Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
1) Понятие. Определение. Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.
В зависимости от степени обобщенности принято различать общие и единичные понятия.
Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, «человек», «животное», «эмоции», «болезнь» и т. д. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичными понятиями называют те, которые обозначают какой-либо один предмет. Например: «Москва», «Волга», «Петр». Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые входят в другое, более общее понятие. Например, в понятие «Волга» входит то, что это река, которая течет по территории России; в понятие «Петр» входит то, что это человек мужского пола, и т. д.
В основе понятий лежат наши знания о предметах и явлениях действительности, поэтому, расширяя наши знания, мы уточняем уже усвоенные понятия и приобретаем новые.
Можно выделить два способа усвоения понятий: специально организованное обучение и собственный опыт.
В процессе систематического обучения учащиеся усваивают общие понятия, в процессе приобретения индивидуального опыта - единичные понятия. Важно помнить о том, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных, поэтому, чем богаче индивидуальный опыт учащегося (чем шире объем единичных понятий и знаний о свойствах и особенностях единичных предметов), тем успешнее будет систематическое обучение. Закономерный путь формирования понятий - это движение от частного к общему, то есть через обобщение.
Развитие обобщений и усвоение элементарных понятий - основная линия в развитии мышления дошкольника, это основа речевого общения и усвоения обобщенных в историческом опыте человечества знаний.