КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, и потому коммуникации называют связующим процессом. Коммуникации необходимы при реализации любой из функций менеджмента. Являясь важнейшим условием принятия обоснованных решений, они играют огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации.
В процессе коммуникации (от лат. communicatio, communico – делаю общим, общаюсь) передающий информацию старается установить «общность» (понимание) с получающим информацию.
Коммуникация – это передача информации от одного субъекта к другому и понимание ее с помощью общих символов, причем субъектами могут выступать как отдельные личности, так и группы, и целые организации.
С позиций современного менеджмента, коммуникации в организации – это сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и внешнее окружение.
Существуют следующие виды коммуникаций:
1) внешние коммуникации – коммуникации между организацией и ее внешней средой. Организации используют различные средства для коммуникаций со своим внешним окружением (реклама, социологические опросы, имидж организации и др.);
|
|
2) внутренние коммуникации – это информационные обмены, осуществляющиеся между элементами организации. Они в свою очередь делятся:
а) на межуровневые (вертикальные) коммуникации, которые происходят между уровнями руководства (два вида – коммуникации по нисходящей и восходящей);
б) горизонтальные коммуникации, связывающие равноправные элементы в организации. Этот вид коммуникаций в организации необходим для координации задач и действий подразделений и согласованного выполнения работы;
в) коммуникации «руководитель – подчиненный», составляющие абсолютное большинство информационных обменов в организации;
г) коммуникации «руководитель – рабочая группа», которые позволяют менеджеру значительно повысить эффективность действия группы;
д) неформальные коммуникации. Они связаны с распространением слухов в организации. Слухи – это следствие недостатка информации, и множество слухов в организации свидетельствует о неблагополучии и неэффективности системы коммуникаций. Особенности неформальных коммуникаций состоят в большой скорости передачи информации, значительном объеме аудитории, сравнительно меньшей достоверности передаваемых сообщений;
е) невербальные коммуникации – это информация, переданная без использования слов. К типам невербальных коммуникаций относят: движения (жесты, мимика, движения глаз); речь (качество голоса, грамотность, частота речи); использование среды (дистанция в общении; дизайн помещения, мебели, освещенность, шум); время (опоздания, ранний приход, культура времени).
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникационного процесса, ими практически невозможно манипулировать.