Нет ничего удивительного и страшного в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. По наблюдениям специалистов, стереотипами определяется около двух третей форм челове и формируется относительно четкая модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и дается характеристика ее представителей по определенным признакам. Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности к выпивке у русских во многих случаях лежат наблюдения за их действительным поведением.
Îðèåíòèðóþùàÿ ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñ ïîìîùüþ ñòåðåîòèïèçàöèè óäàåòñÿ ñîçäàòü óïðîùåííóþ ìàòðèöó îêðóæàþùåãî ìèðà, â ÿ÷åéêè êîòîðîé, îïèðàÿñü íà ñòåðåîòèïû, «ðàññòàâëÿþòñÿ» îïðåäåëåííûå ñîöèàëüíûå ãðóïïû. Òàêîé ïðèåì ïîçâîëÿåò äîâîëüíî áûñòðî äèôôåðåíöèðîâàòü ëþäåé ïî ãðóïïàì íà îñíîâå ñòåðåîòèïíûõ ïðèçíàêîâ, îæèäàÿ îò íèõ îïðåäåëåííîãî ïîâåäåíèÿ. Íàïðèìåð, åñëè ñïðîñèòü ó ëþáîãî ÷åëîâåêà, äëÿ ÷ëåíîâ êàêîé ýòíè÷åñêîé ãðóïïû õàðàêòåðíî ïðåäñêàçûâàòü ñóäüáó ïî ëèíèÿì ðóêè, òî, ñêîðåå âñåãî, ó íåãî âîçíèêíåò îáðàç öûãàíêè. È, íàîáîðîò, óâèäåâ íà óëèöå öûãàíêó, êîòîðàÿ çàãîâàðèâàåò ñ ïðîõîæèìè, äîâîëüíî òî÷íî ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî îíà ïðåäëàãàåò óñëóãè ãàäàëêè. Åñëè òàêèå æå äåéñòâèÿ áóäóò èñõîäèòü, íàïðèìåð, îò æåíùèíû, íè÷åì íå îòëè÷àþùåéñÿ ïî âíåøíåìó îáëèêó îò ÷ëåíîâ âàøåé êóëüòóðíîé ãðóïïû, òî òàêîãî ïðåäïîëîæåíèÿ íå âîçíèêíåò. Òàêèì îáðàçîì, ñòåðåîòèïû ïîìîãàþò ðàñïðåäåëèòü ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå íà îáîçðèìûå è ïîíÿòíûå ãðóïïû è òåì ñàìûì ïîçâîëÿþò óïðîñòèòü ñëîæíîñòü íåçíàêîìîãî êóëüòóðíîãî îêðóæåíèÿ.
Ôóíêöèÿ âëèÿíèÿ íà ñîçäàíèå ðåàëüíîñòè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñ ïîìîùüþ ñòåðåîòèïîâ óäàåòñÿ ÷åòêî ðàçãðàíè÷èòü ñâîþ è ÷óæóþ ýòíè÷åñêèå ãðóïïû. Ñòåðåîòèïèçàöèÿ ïîçâîëÿåò äàòü îöåíî÷íîå ñðàâíåíèå ÷óæîé è ñâîåé ãðóïï è òåì ñàìûì çàùèòèòü òðàäèöèè, âçãëÿäû, öåííîñòè ñâîåé ãðóïïû.  ñâÿçè ñ ýòèì ñòåðåîòèïû ÿâëÿþòñÿ ñâîåãî ðîäà çàùèòíûì ìåõàíèçìîì, ñëóæàùèì äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïîçèòèâíîé èäåíòè÷íîñòè ñîáñòâåííîé êóëüòóðíîé ãðóïïû. Òàêîå ðàçãðàíè÷åíèå ñâÿçàíî òàêæå ñ ïîíÿòèåì èíãðóïïîâîãî ôàâîðèòèçìà, ïîäðàçóìåâàþùåãî ôîðìèðîâàíèå áîëåå ïîçèòèâíîãî îáðàçà ñîáñòâåííîé êóëüòóðû ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè. Çäåñü ñòåðåîòèïû, ñîçäàâàÿ îïðåäåëåííóþ ðåàëüíîñòü, êîíñîëèäèðóþò ñîáñòâåííóþ êóëüòóðíóþ ãðóïïó è îáîçíà÷àþò åå ãðàíèöû. Ïðèìåðîì ýòîãî ìîãóò ñëóæèòü ñòåðåîòèïû-ïîãîâîðêè èëè àíåêäîòû, ñóùåñòâóþùèå â êàæäîé êóëüòóðå. «Íåçâàíûé ãîñòü — õóæå òàòàðèíà», «×òî ðóññêîìó õîðîøî, òî íåìöó — ñìåðòü».  ýòèõ ïîãîâîðêàõ ìîæíî óâèäåòü âïîëíå êîíêðåòíûé îáðàç äðóãîé ãðóïïû.
Как уже говорилось, носителями и создателями стереотипов являются те или иные социальные группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определенные социальные стереотипы. Наиболее известными из них являются этнические стереотипы — представления о членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма.
Поскольку стереотип является порождением группы, то адекватно он может использоваться только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходит практически мгновенно — по знакам групповой принадлежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.