Теория организации

Разработка проблем научного управления в начале XX века, со­средоточившая внимание на деятельности и специализации руково­дителя, столкнулась с необходимостью анализа построения органи­зации в целом и формулирования принципов ее функционирования. Ответом на эту потребность практики стали работы Генри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, которые он посчи­тал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соот­ветствующих принципов, применимых в данной ситуации.

Принципы организации. Файоль предложил 14 принципов, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Группировка указан­ных принципов по разным признакам приводится в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Группировка принципов Файоля

Структурные принципы Принципы - процесса Принципы конечного результата
Разделение труда Единство цели и руководства Соотношение централизации и децентрализации Власть и ответственность Цепь Справедливость Дисциплина Вознаграждение персонала Единство команд Подчинение главному интересу Порядок Стабильность Инициатива

Структурные принципы лежат в основе создания системы взаи­мосвязанных задач, прав и ответственности. Организаторские функ­ции включают дробление задач на более мелкие подзадачи, перегруп­пировку этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения и передачу ему прав и ответст­венности и, наконец, соединение подразделений цепью целевых ко­манд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.

1. Принцип разделения труда. Согласно Файолю, разделение и спе­циализация труда — естественный способ произвести больше продук­ции случшими качественными характеристиками, прилагая те же уси­лия. Посредством специализации сокращается число объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средст­во использования индивидуумов и групп людей. В то же время разде­ление труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание натехнических сто­ронах работы, а не на поведенческих. Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения и позволя­ющий более углубленно рассматривать разделение труда в организа­циях с учетом влияния человеческого фактора.

2. Принцип единства цели и руководства. Виды работ, которые по­
являются в результате разделения труда, должны быть скоординиро­
ваны и направлены к единой цели. Процесс группировки задач по
определенным признакам называется департаментализацией. Файоль
не выделил базис для департаментализации, но он действительно вы­
работал основное направление, в соответствии с которым деятель­
ность, имеющая общую цель, должна производиться по единому пла­
ну и управляться одним руководителем. Принцип объясняет необхо­
димость назначения руководителя для координации взаимозависимой
деятельности.

3. Принцип соотношения централизации и децентрализации. Этот
принцип связан с увеличением или снижением объема власти руко­
водителя, что позволяет говорить о той или иной степени централи­
зации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситу­
ации существует оптимальный баланс между централизацией и децен­
трализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способно­
стей руководителя, который координирует деятельность департамен­
тов (отделов).

4. Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает,
что должна существовать связь между ответственностью руководите­
ля и той властью, которой он наделен. Желательная связь состоит в
равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при ис­
следовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть
дела втом, что поскольку ответственность передана руководителю, то
ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать
их исполнения.

5. Принцип цепи. Естественный результат применения предыдущих
четырех принципов - создание соподчиненной цепи руководителей
от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь — это путь
для вертикальных связей в организации. Соответственно все связи от
низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчи­ненную единицу, прежде чем они достигнут требуемого уровня. Такая цепь будет результативной до того предела, когда: 1) задания однознач­но определены; 2) деятельность департаментов основывается на четко установленном базисе и определенных критериях; 3) полномочия спе­циально передаются на нижестоящие уровни управления. В то же вре­мя необходимо учитывать возможность существования горизонталь­ных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с дру­гими сослуживцами на том же уровне организации.

Рассмотренные выше пять принципов определяют главные вопро­сы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намеча­ют ведущие направления в деятельности руководителей.

Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководи­тели общаются с подчиненными. Справедливость руководителей рас­сматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливо­сти отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда должна соответствовать объему и качеству выпол­ненной работы.

Принцип дисциплины относится к практике заключения стабиль­ных соглашений между производственной организацией и ее наем­ными работниками. При этом должно предусматриваться примене­ние санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санк­ций должно осуществляться в соответствии с принципом справедли­вости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в кон­фликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над ин­тересами индивидуума.

Согласно принципу единства команд руководитель никогда не дол­жен демонстрировать свое превосходство в общении с подчиненны­ми или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаи­модействие учитываются при формировании организационных структур.

Принципы конечного результата определяют желаемые характери­стики организации. Хорошо спланированная и направленная деятель­ность организации должна характеризоваться порядком и стабильно­стью, а рабочие — инициативным выполнением своих задач. Эти ат­рибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: