К корпусным деталям относятся станины, корпуса редукторов, коробок передач, насосов и различных механизмов. Их изготавливают из стали и чугуна, литыми и сварными (только стальные изделия).
Общие признаки:
Форма детали-коробчатая. Наличие отдельных конструктивных элементов, отверстия под опоры качения, направляющие и т.д.).
Имеются точно расположенные конические отверстия, которые служат базой при сборке.
Основные факторы:
Химическое воздействие, процессы коррозии, тепловое воздействие, систематические и случайные динамические нагрузки.
Основные виды дефектов:
механические повреждения:
— деформации, забоины и задиры плоскостей разъемов, опорных поверхностей, посадочных поверхностей под подшипники, стаканы; крышки и т.п.;
— обломы выступающих частей корпуса, трещины и пробоины в нем;
— повреждения резьбовых поверхностей; обломы шпилек в резьбовых отверстиях;
— повреждения базовых поверхностей и др.;
нарушение геометрических размеров, формы и взаимного расположения поверхностей:
|
|
— износ и нарушение вследствие его правильной геометрической формы посадочных и рабочих поверхностей;
— коробление плоских и цилиндрических поверхностей;
— несоосность, нецилиндричность и некруглость отверстий, непараллельность или неперпендикулярность их осей;
— ослабление посадок в штифтовых соединениях.
Основные причины деформаций корпусных деталей:
— перераспределение внутренних напряжений, образовавшихся после механической обработки;
— нагрузки, возникающие при сборке детали;
— неравномерность затяжки крепежных изделий;
— температурные напряжения, возникающие в процессе эксплуатации
— внешние (рабочие) нагрузки, вызывающие в деталях напряжения, превышающие предел упругости, и др.
Причинами трещин являются:
— внешние нагрузки, превышающие допускаемые прочностью (аварийные нагрузки);
— знакопеременные нагрузки, вызывающие в металле напряжения, превышающие предел его выносливости, что приводит к образованию усталостных трещин;
— монтажные нагрузки, превышающие допускаемые прочностью деталей, что может вызывать трещины при запрессовке с большим натягом, а также повреждение (срыв) витков резьбы;
— высокий уровень остаточных напряжений, перераспределение которых приводит к возникновению трещин.
Детали с трещинами, выходящими на основные отверстия, восстановлению не подлежат и выбраковываются.
Методы устранения типовых дефектов:
Основными операциями технологического процесса восстановления корпусных деталей являются восстановление сплошности и прочности материала, восстановление соответствующими методами механической обработки на металлорежущих станках и т.д.
|
|
Износ (в зависимости от степени изношенности);
Коробление (механическая обработка) плоских поверхностей устраняют шлифованием при отклонении от плоскостности более 0,02 мм на длине 100 мм и фрезерованием или строганием на продольно-фрезерных или продольно-строгальных станках, когда отклонение превышает 0,2 мм на этой длине. Обработка производится за два-три прохода в зависимости от величины дефекта.
Обломы устраняются приваркой обломанной части с установкой усиливающей накладки или без нее.
Поврежденные и изношенные резьбовые отверстия восстанавливают калибровкой метчиком, нарезанием резьбы большего размера, установкой резьбовой пробки (ввертыша) с нарезанием в ней резьбы нормального размера, установкой резьбовых спиральных вставок, нанесением полимерных материалов на резьбовые поверхности.
Обломанные болты (шпильки) удаляют из корпуса с помощью специальных инструментов (экстракторов, боров и др.) или электрофизическими методами.
Ослабление посадок в цилиндрических штифтовых соединениях устраняют развертыванием отверстий и установкой штифтов большего диаметра.
восстановление герметичности и прочности стенок корпуса.
При ремонте корпусных деталей применяются также слесарно-механические способы их устранения штифтованием и др.Трещины и пробоины ремонтируют накладками
Небольшую по размеру пробоину и трещину заделывают также установкой пробки (ввертыша). Для этого их рассверливают и в образовавшемся отверстии нарезают резьбу под пробку, которую перед заворачиванием смазывают герметизирующим материалом. Пробку стопорят винтом и расчеканивают.
восстановление посадочных отверстий. Требуется обеспечить требуемые их форму, соосность, параллельность осей и расстояние между ними, перпендикулярность осей заданную шероховатость. Для обеспечения соосности отверстий, расположенных в противоположных стенках корпуса, они должны быть оба обработаны за одну установку даже в том случае, когда изношено и требует восстановления только одно из них.
Тех.процесс включает: контроль выполнения отдельных переходов и операций, а также заключит. контрольную операцию. Контролю подлежат точность выполнения размеров и формы обработанных конструктивных элементов, их взаимного расположения, твердость и шероховатость обработ. пов-тей.