Техническое обслуживание и способы восстановления работоспособности цепных передач. Типовые дефекты и методы устранения

Звездочки цепных передач имеют профиль зубьев, соответствующий типу цепи. Профилирование зубьев звездочек производится в соответствии с ГОСТом. Для изготовления звездочек используются углеродистые и легированные стали, стальное и чугунное литье, пластмассы.

У звездочек цепных передач износ затрагивает главным образом вершины зубьев. Изношенные зубья звездочек восстанавливаются наплавкой специальными электродами или комбинированным слоем. Последний способ заключается в том, что изношенное место сначала наплавляется металлическим электродом, затем твердым сплавом, и так чередование слоев производится до заполнения места износа. Наплавка ведется через 3—4 зуба, что создает более равномерный нагрев детали и предотвращает ее коробление. При наплавке специальными электродами применяют трубчатые электроды диаметром 6 мм, заплавляя зазор между медным шаблоном 1 и зубом 2. Перед наплавкой каждого последующего слоя необходимо тщательно очищать шлак.

После наплавки зубья обрабатываются на фрезерных, долбежных или строгальных станках.

Сборка цепной передачи состоит в установке и закреплении звездочек на валах, надевании цепи и регулировании. Установку звездочек на валах при обычном креплении с помощью шпонок осуществляют так же, как и установку зубчатых колес. После закрепления звездочки на валу ее следует проверить на радиальное и торцовое биение. Для правильной работы цепной передачи оси звездочек должны быть параллельны.

После закрепления звездочки на валу ее следует проверить на радиальное и торцовое биение. Для правильной работы цепной передачи оси звездочек должны быть параллельны. Положение звездочек проверяют по уровню, путем промера межцентровых расстояний, прикладыванием стальной линейки к торцам звездочек и замером зазора щупом. При больших межосевых расстояниях параллельность осей валов проверяют по шнуру. Допустимая величина перекоса зависит от диаметра звездочки, ее устанавливают для каждого механизма в отдельности.

Допустимые величины смещения звездочек зависят от расстояния между осями валов и от типа передач.

Цепные передачи должны иметь такое натяжение, при котором стрела провисания нерабочей части при полностью натянутой рабочей ветви равнялась бы величине расстояния между центрами, умноженной на коэффициент провисания.

Для замера стрелы провисания по касательной к звездочкам прикладывают линейку или протягивают шнур. Стрелу провисания замеряют масштабной линейкой.

Неправильное натяжение ускоряет износ и сокращает срок службы цепей.

цепные передачи могут терять работоспособность по следующим причинам: износ шарниров цепи, вследствие чего цепь удлиняется и нарушается правильность ее зацепления со звездочками, усталостные явления в пластинах цепи, вызывающие разрушение проушин, выкрошивание и раскалывание роликов, ослабление запрессовки в пластинах валиков и втулок, износ зубьев звездочек.

Ремонт цепных передач

1. Износ в шарнирах цепи и, как следствие, увеличение шага и вытяжка цепи. Неправильное положение цепи на звездочке в этом случае может привести к сходу цепи со звездочек. Предельные значения удлинения цепи, свыше которых цепь должна заменяться новой, приведены в таблице.

2. Разрушение втулок, роликов, пластин или трещины в них, проворот запрессованных валиков и втулок в пластинах, ведущий к усиленной разработке сопряженных деталей в посадочных местах, требуют замены поврежденных звеньев цепи.

3. Боковой износ пластин вследствие трения о боковую поверхность звездочки по причине осевого смещения или перекоса звездочек требует устранения погрешностей монтажа передачи.

4. Износ зубьев звездочки вследствие относительного движения роликов или втулок и зубьев при ударном действии нагрузки устраняют: наплавкой зубьев с последующей механической обработкой; заменой звездочки или зубчатого венца (при сборной конструкции). При одностороннем износе зубьев звездочку переворачивают другой стороной, для чего при несимметричной ступице последнюю срезают, а с противоположной стороны звездочки крепят втулку.

5. Повышенный шум и неравномерная работа передачи являются следствием непараллельности осей валов, осевого смещения звездочек, их радиального и торцового биения, которые должны быть устранены.

Условия эксплуатации цепных передач:

1. Смазка передачи должна осуществляться в соответствии правилами и нормативами. При пластичном смазочном материале цепь необходимо периодически очищать от грязи, промывать в керосине, высушивать и смазывать погружением в расплавленную смазку. При работе передачи в масляной ванне необходимо следить за уровнем масла, который должен быть достаточным для погружения нижней ветви передачи, но не выше уровня пластин цепи. При капельном смазывании необходимо своевременно пополнять масленки.

2. Необходимо периодически проверять натяжение цепи в передаче. Цепь подтягивают натяжными приспособлениями либо удалением одного - двух звеньев.

3. Работа цепной передачи сопровождается умеренным нагреванием цепи и звездочек. Чрезмерный нагрев свидетельствует об излишнем натяжении цепи или недостаточной смазке.

4. При шаге и вытяжке цепи выше допустимых необходима замена цепи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: