Техническое обслуживание и способы восстановления червячных передач. Типовые дефекты и методы устранения

Ремонт червячных передач

Так как червячные передачи используют как правило для передачи большого момента, основным видом поломок данного типа передач является износ. Изношенный червяк или червячное колесо как правило подлежит замене. При сборной конструкции колеса - выпрессовывают зубчатый венец и напрессовывают кольцо, на котором нарезают зубья. При износе зубьев лишь с одной стороны колесо переворачивают другой стороной. Способы устранения других дефектов рассмотрены в предыдущем разделе.

Методы ремонта:

1)Наплавка боковых поверхностей зубьев;

2)Замена одного или нескольких зубьев новыми;

3)Замена целиком зубчатого венца (установка бондажа).

Технические, требования к ремонту и сборке червячных передач:

1. Степень точности передачи по всем нормам точности, а также вид сопряжения должны соответствовать назначению передачи. Для кинематических передач предусмотрены 3 - 6-я, а для силовых передач 5 - 9-я степени точности.

2. Рабочий профиль зубьев колеса и витков червяка не должен иметь царапин, раковин, трещин и других дефектов.

3. Предельные отклонения элементов червячных передач регламентированы ГОСТ 3675—81.

4. Отклонение межосевого расстояния не должно превышать допускаемых величин приведенных в справочных таблицах. Схемы контроля межосевого расстояния червячной передачи представлены на схеме.

5. Отклонение межосевого угла, выражающееся линейной величиной на ширине зубчатого венца червячного колеса, не должно превышать допускаемого.

6. Радиальное биение червяка и червячного колеса не должно превышать допускаемого

7. Гарантированный зазор в зацеплении должен соответствовать выбранному виду сопряжения.

8. Средняя плоскость червячного колеса должна совпадать с осевой плоскостью червяка. Допускаемое несовпадение плоскостей приведено в справочных таблицах.

Схема контроля положения червячного колеса относительно червяка представлена на схеме. При сборке передачи совпадение средней плоскости червячного колеса с осевой плоскостью червяка проверяют «по краске», для чего на рабочие поверхности витков червяка наносят тонкий слой краски и наблюдают перенос ее на зубья колеса. Смещением колеса вдоль оси неподвижного вала или вместе с ним добиваются центрального расположения пятна контакта на зубе колеса. Размеры пятна контакта и допускаемые отклонения следующие:

9. Средняя плоскость червяка должна совпадать с осевой плоскостью колеса, что особенно важно для глобоидных червячных передач. Схема контроля расположения червяка относительно осевой плоскости колеса представлена на рисунке. При сборке необходимую точность положения червяка получают за счет установки соответствующих компенсаторных прокладок под опору, воспринимающую осевое усилие червяка.

В червячной передаче основная форма износа - истирание витков червяка и зубьев червячного колеса, причем червяк изнашивается значительно быстрее. Ремонт червячных передач осуществляется поворачиванием червяка и червячного колеса, сдвиганием червяка вдоль оси, заменой элементов передачи. Поворачивание червяка и червячного колеса применяют для нереверсивных передач в случаях, когда конструкция передачи допускает его. Сдвигание червяка вдоль оси основано на том, что в работающем червяке витки изнашиваются неравномерно. Наибольшему износу подвергаются витки, расположенные вблизи осевой плоскости колеса. Учитывая это вводят в зацепление другие витки путем смещения червяка.

У червячных колес, изготовленных из цветных сплавов, с целью экономии сплавов и снижения стоимости ремонта можно протачивать ступицу под новый зубчатый венец. После напрессовывания новый зубчатый венец закрепляют винтами, протачивают и нарезают зубья. Замена элементов передачи наиболее распространенный способ ремонта червячных передач. В червячных передачах с закаленным червяком заменяют обычно венец червячного колеса, а в передачах с незакаленным червяком заменяют по мере надобности и венец колеса, и червяк. В зависимости от назначения передач зубчатые колеса проходят термическую обработку и упрочнение. Из существующих способов поверхностного упрочнения рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес можно отметить поверхностную закалку т. в. ч. и кислородно-ацетиленовым пламенем.

Характерными дефектами зубчатых и червячных передач являются интенсивное изнашивание, выкрашивание или излом зубьев. Причиной повышения скорости изнашивания зубьев может быть недостаток смазки или применение несоответствующего сорта масла. В этом случае следует заменить масло и улучшить доступ его на смазываемые поверхности. При выкрашивании или изломе хотя бы одного зуба поврежденную шестерню необходимо заменить.





Подборка статей по вашей теме: